Мораль и анализ басни Крылова «Клеветник и Змея»

Басни И.А. Крылова пользуются большой популярностью, и это вполне объяснимо. Язык его произведений близок к народному, он прост и понятен любому человеку. Смысл басен, изложение происходящего напоминают развернутые пословицы. В юмористической, сатирической форме Крылов рассказывает о частной, общественной и государственной жизни. Он поднимает «вечные» проблемы, которые понятны и детям, и взрослым, находятся вне времени. Басни Крылова пережили уже несколько столетий и не умрут, пока будет жить человечество. Такое долгожительство подтверждает гениальность поэта.

Басня «Клеветник и Змея» в иносказательной форме обличает человеческий порок, определяя степень опасности героев.



Мораль басни Крылова «Клеветник и Змея»

Мораль басни заключается в том, что клевета намного опаснее жала змеи, она может действовать на расстоянии, змея же опасна только в непосредственной близости.

История создания басни Крылова «Клеветник и Змея»

Исследователи творчества Крылова определяют, что басня написана не позднее мая 1814 года. Впервые читатели увидели ее в журнале «Сын Отечества». Крылов использовал оригинальный сюжет, основываясь на народной поговорке «Змею обойдешь – от клеветы не уйдешь».

Композиция басни Крылова «Клеветник и Змея»

Особенность композиции басни заключается в том, что мораль не выделена в отдельную часть. Она содержится в последнем предложении, которое подводит итог сказанному.

Произведение начинается с тезиса, в котором автор рассуждает о справедливости бесов и утверждает, что они наказание выбирают по заслугам, далее Крылов доказывает это утверждение. В завязке говорится о том, что Клеветник и Змея, оказавшись в аду, попытались определить, кто больше вреда принес при жизни. Они спорили, мерились языками, старались обогнать друг друга. Их рассудил Вельзевул, отдав пальму первенства Клеветнику. Змея может ужалить без причины, это большой грех, но она безвредна, пока находится вдали. От языка Клеветника не спасут ни расстояние, «ни горы, ни моря», он намного опаснее змей. Автор подводит итог, утверждая, что с тех пор клеветников в аду почитают больше, чем змей.

Образ Клеветника создается на основе сопоставления со Змеей. Люди боятся жала пресмыкающегося, так как оно несет смерть. От них стараются держаться подальше, на безопасном расстоянии. Клеветника не сразу распознаешь, внешне он может ничем не отличаться от обычных людей, но его слова приносят вред. Он опасен, где бы ни находился, его речи, пятнающие честь человека, ссорящие людей друг с другом, найдут везде.

Крылов стремится оценивать явления с народной точки зрения, этим объясняется обращение поэта к пословицам, которые дают языковые формулы разных проявлений жизни и оценок нравственного облика человека. Басня «Клеветник и Змея», как и многие другие произведения поэта, основана на пословице. Общим у этих жанров является обобщенность и иносказательность. Пословица определяет не только мораль, но и построение, сюжет, превращаясь в развернутую метафору. Различие заключается в том, что пословица передает общую формулу, басня раскрывает ее в персонажах и сюжете.

Особенностью басен Крылова является афористичная концовка, использует этот прием он и в этой басне. Какой глубокий смысл, какие эмоции вложил Крылов в последнюю строчку. Он даже не использовал восклицательное предложение для того, чтобы передать свое презрение к клеветникам, сам смысл фразы поражает масштабом порока.


Герои басни Крылова «Клеветник и Змея»

Главными героями басни являются Клеветник и Змея. Их характеры подобны, в этом заключается причина конфликта. Герои после смерти попадают в ад, где спорят о том, кто из них опаснее. Их метко характеризует Вельзевул.

Змея зла, коварна, ее яд смертелен, она кусает людей, когда они приближаются к ней, нарушают покой, пугают ее. Змея внушает всем страх, опасность представляют ее наполненные ядом зубы, хотя в народе есть мнение, что она жалит своим раздвоенным языком. Люди нередко тревожат змей случайно, но это их не спасает, змеи не разбираются, виновен человек или нет. Она кусает невинных, но Вельзевул сомневается, сможет ли она это сделать на расстоянии. Характер Змеи отражается в эпитетах «опасна», «смертельна».

Клеветник живет среди людей, может ничем не отличаться от других, но в этом-то и заключается опасность. Люди ему доверяют, а он распространяет про них лживые слухи, пороча доброе имя. Клеветник причиняет вред окружающим не столько от страха, на первом месте у него всегда стоит выгода, расчет. Клевета может настигнуть отовсюду, для нее расстояние не имеет значения. Говоря о Клеветнике, автор использует гораздо больше художественно-изобразительных средств, словно подчеркивая степень опасности. Его характеризуют метафора «злой язык», эпитет «вредный», гипербола «от него нельзя скрыться ни за горами, ни за морями».

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Клеветник и Змея»

Крылов рассказывает историю о том, как Клеветник и Змея спорили, кто из них вреда больше приносит, кто опаснее. Лучшим в своем деле оказался Клеветник.

Опасность клеветы в ее скрытности, Крылов противопоставляет ее открытой злобе. Злодей виден и понятен окружающим, тогда как Клеветник внешне может быть вполне милым человеком.

В народе недаром говорят, что клевета подобно стреле человека разит. Оклеветать человека легко, обелиться ему потом куда сложнее. В жизни мы можем наблюдать, как клевета влияет на жизнь человека. Услышав неправду о себе, люди начинают переживать, но это только полбеды. Из-за клеветы рушатся семьи, ссорятся лучшие друзья, начинаются проблемы на службе.

Чуть позже А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» скажет очень точно, что «злые языки страшнее пистолета».

Вывод

Басни Крылова поражают глубиной мысли, оригинальностью взгляда на знакомую проблему. Писатель не пытается навязывать читателю свое мнение, не предлагает готовых поучений, он даёт право самому сделать выводы, поразмышляв о жизни. Строки из басен Крылова прочно вошли в нашу жизнь наравне с поговорками. Баснописец смог точно определить значимые проблемы общества и человека, обеспечив бессмертие своим произведениям.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Ягненок»
  • Анализ басни Крылова «Фортуна в гостях»
  • Анализ басни Крылова «Похороны»
  • Анализ басни Крылова «Охотник»