Мораль и анализ басни Крылова «Лягушки, просящие царя»

Автором басен Крылов стал в зрелом возрасте, когда у него сложились и утвердились взгляды на человеческую природу, мироустройство, историю, общество, политику и другие явления. Свои выводы об этом он отразил в баснях, используя для этого уникальные и заимствованные сюжеты. Басня «Лягушки, просящие царя» касается некоторых сторон человеческой натуры и государственного устройства.



Мораль басни Крылова «Лягушки, просящие царя»

Мораль басни заключается в следующем: нужно ценить то, что имеешь, потому что, бесконечно выражая недовольство, можно получить что-то худшее.

История создания басни Крылова «Лягушки, просящие царя»

Басня вышла в печать в 1809 году, точная дата написания неизвестна, так как Крылов не имел обыкновения датировать свои произведения.

Сюжет басни не является оригинальным, ранее его описывали Эзоп, Федр и Лафонтен. Есть мнение, что эта басня является ответом Крылова на философское произведение Жан Жака Руссо «Об общественном договоре».

Композиция басни Крылова «Лягушки, просящие царя»

Мораль в басне не выделена в отдельную часть, в этом заключается одна из особенностей композиции. Завязкой басни является то, что лягушкам наскучило народное самоуправление, и они стали просить себе правителя.

Развитие действия построено на контрасте, боги дают лягушкам двух царей, первым был осиновый чурбан, которому лягушки сели на голову, вторым – журавль, при котором лягушки свои головы боялись высовывать, так как суд журавля был короток и заканчивался смертным приговором. Жители лягушачьего государства застонали, заквакали под игом Журавля и стали просить нового царя, что является кульминацией произведения.

Крылов, как в народной сказке, использует элемент троичности: лягушки трижды просят царя, на третий раз боги посоветовали им остановиться, а то, как бы хуже не стало. Вопреки сказочным законам, третьего царя лягушки не получили, наверное, потому, что басня не сказка, она находится намного ближе к жизни. Сказки выражают народные мечты, басни иносказательно изображают реальность, содержат иносказательный совет, как жить.

В басне можно выделить собирательный образ лягушек, олицетворяющий образ народа, который создается посредством аллегории.


Герои басни Крылова «Лягушки, просящие царя»

Героями сказки являются лягушки, боги и цари. Крылов использует человеческие черты для создания характеров персонажей.

Лягушки являются аллегорией на народ, живущий на воле, освобождённой от службы. В один из дней они заскучали, их жизнь показалась им неблагородной, они стали просить у богов царя, что автор называет вздором. Их отношение к власти характеризует народ, выделяя среди основных черт глупость, вздорность, неумение определиться в своих желаниях. Первого царя они сначала чтили, боялись, но, отдохнув от страха и привыкнув к своему чудо-государю, они осмелели до такой степени, что стали запрыгивать на него. Трёх дней хватило, чтобы решить, что такой царь им не нужен.

Они снова обратились к богам с просьбой, их просьба снова была удовлетворена, а вот лягушки вновь проявили недовольство. Новый царь также оказался неугоден, из чего можно сделать вывод, что они сами не знают, чего хотят. Их беззаботность и легкомыслие привели к печальному результату. Они во всем полагались не на себя, она волю богов, поэтому и получили то, что им было нужно, по мнению Зевса и Юпитера, а не по их собственному. А богов, живущих на Олимпе, по-видимому, не особенно заботила судьба вечно недовольных лягушек.

Второстепенными персонажами басни являются цари. Чурбан прилетел с неба и с такой силой шлепнулся в болото, что всех переполошил и напугал. Он был «степен, молчалив и важен», и на самом деле оказался совсем не грозен. Его просто ничего не интересовало, при нем не последовало никаких нововведений, жизнь лягушек ничуть не изменилась. Он не смог приобрести у народа авторитета, и лягушки потребовали замену.

Журавль был вторым царем в лягушачьем государстве. Он был очень жесток, подозрителен, установил диктат. Лягушки сидели по домам и боялись расправы. Они снова были недовольны, но Журавль остался у власти, так как богам надоело выполнять капризы лягушек.

Тема, идея, проблематика басни Крылова «Лягушки, просящие царя»

Темой басни в широком смысле слова является власть и народ, в более узком – жизнь лягушек, которые хотели быть благородными, а для этого им понадобился царь, о чём они стали молить древних богов.

Крылов пытается своим произведением объяснить людям, что жизнь без царя не так уж плоха. Если народ занят добрыми делами и знает, чего хочет от жизни, то царь им не нужен. Благородство людям придаёт не тот, кто находится во главе государства, это зависит от самих людей.

Крылов высмеивает человеческую черту, которая заключается в том, что люди обычно не ценят то, что имеют, часто бывают недовольны существующим порядком вещей, высказывают недовольство властью. Басня дает понять, что, сколько ни меняй власть, вряд ли она станет лучше.

Писателя далеко не все устраивало в существующем миропорядке, об этом говорят его произведения, но и поведение людей, которые подобно лягушкам всегда и всем недовольны, он не одобряет. Писатель выражает свое отношение к просветительским идеям о создании «разумного» государства, сформулированным Руссо, который признавал законное право на революцию. Крылов всегда был против насильственных мер, против революции. Он считал, что исторически установившееся государственное устройство изменится так же естественным образом, в результате усовершенствования государства. Самым лучшим выходом для лягушек было пустое место, но они этого не поняли, не оценили, а царей хороших быть не может.

Крылов считает глупостью менять вольное житье на ярмо угнетателей, писатель сожалеет, что боги обратили на эту глупую просьбу внимание. От царя к царю жизнь лягушек становилась только хуже. В начале басни читатель может видеть идеальное государство по Крылову, когда он выражает симпатии народному управлению в противовес монархическому.

Вывод

Философско-социальное содержание басен Крылова выражало передовые идеи времени. Хочется верить, что когда-нибудь его произведения достигнут своей цели, и ложные взгляды, ценности, низкие страсти сменятся простотой, честностью, благонравием.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ басни Крылова «Слон и Моська»
  • Анализ басни Крылова «Обоз»
  • Анализ басни Крылова «Мартышка и очки»
  • Анализ басни Крылова «Демьянова уха»