Анализ стихотворения Гумилева «Дон Жуан»



Автор и название стихотворения

Николай Степанович Гумилев, стихотворение «Дон Жуан».

История создания стихотворения «Дон Жуан»

Образ дона Жуана – покорителя женских сердец – один из наиболее популярных в мировой литературе. К нему обращались многие поэты и писатели, в том числе и Николай Степанович Гумилев, поэт Серебряного века. Все они характеризовали этот персонаж неоднозначно: одни видели в нем распутника и авантюриста, другие – мечтателя и ценителя женской красоты, романтика и искателя приключений.

По воспоминаниям некоторых современников, сам Гумилев идентифицировал себя с образом Дона Жуана, подмечая в себе черты впечатлительного романтика, натуры увлеченной, нежной и страстной. Ему нравилось выделяться из толпы, нести флер некоторой таинственности и отстраненности от будничных реалий. Вот почему его Дон Жуан – это не нахрапистый и дерзкий соблазнитель, привыкший получать свое любой ценой, а одинокий, странствующий по жизни искатель, несущий бремя ненужности. Стихотворение «Дон-Жуан» написано Николаем Гумилевым в 1910 году, по возвращении из экспедиции в Африке.

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Дон Жуан»

В стихотворении «Дон Жуан» лирический герой представлен именно в таком обличье. Этот герой – борец, попавший в водоворот будничной безликой жизни. Его неуемная натура противостоит скучной действительности, неприглядной череде дней, пошлости и обыденности.

Его не устраивает жизнь «как у всех», он жаждет постоянных эмоций, новизны, романтического накала. Он хочет прожить эту жизнь ярко, с блеском, полностью отдавшись страстям, испить чашу любви без остатка. При этом, несмотря на тотальное одиночество и гнетущее ощущение тоски, он не испытывает ложной застенчивости, не ощущает в себе чувство неполноценности: наоборот, он вполне коммуникабелен, умен, образован, осознает свои ценные качества и порой даже наполнен ощущением некоторого превосходства над другими.

Тема стихотворения: философская.

Идея. Перед лирическим героем предстает гамлетовский вопрос, главный конфликт всей его жизни. Что лучше: выбрать себя, продолжать жизнь, наполненную страстями, увлечениями, следовать по зову сердца или уступить морали общественности и жить как большинство, разумно и буднично? Этот вопрос неразрешим, он мучает героя, доводит его до исступления. Примечательно, что текст стихотворения обрывается на этом, поэт не дает никакого ответа, заставляя читателя пребывать в поисках решения.

Таким образом, Гумилев затрагивает важнейшие мотивы: молодости и старости, жизни и смерти. Он наталкивает читателя на вопросы, касающиеся образа жизни и выбора жизненной философии. Нужно ли втаптывать искренние порывы своей души и личностные качества в серую, обыденную реальность?

Настроение. В этих строках чувствуется романтический порыв, дерзость и силы для того, чтобы выйти из унылого строя «середнячков», выделиться из толпы. Он постоянно занят поиском приключений, жаждет деятельности, хочет заглушить боль одиночества и гнетущей тоски новизной непривычных ощущений.

Сюжет - без сюжета. Образы чувств: душевные переживания, сомнения, порывы и стремления, уныние, надежда, скорбь.


Художественные средства в стихотворении «Дон Жуан»

Эпитеты: медлительное время, новые уста, спасающее бремя тяжелого железного креста, оргии победной, лунатик бледный, ненужный атом.

Сравнения: как лунатик бледный

Олицетворение: мечта надменна

Метафоры: посыпать пеплом темя, взять на грудь спасающее бремя тяжелого железного креста, и лишь когда средь оргии победной, ненужный атом.

Ритм стиха, стихотворный размер: пятистопный ямб.

Рифма: кольцевая.

В тексте присутствуют анафоры:

Я вспоминаю, что, ненужный атом,
Я не имел от женщины детей…
Звуковые повторы. Гумилев использует аллитерацию звука [c], при помощи которого показана широта и бескрайность пространства («Моя мечта надменна и проста: // Схватить весло, поставить ногу в стремя…»).

Композиция стихотворения «Дон Жуан»

Ведущее переживание: меланхолия, тихая грусть, уныние с проблесками надежды.

Композиция стихотворения – сонет, 14 строк. В тексте присутствует одно восклицательное предложение. Все подчинено выражению определённой мысли: должен ли человек следовать канонам общественной морали, подгоняя свой образ под «среднее арифметическое»?

Перед героем возникает лирическая ситуация, конфликт героя с собой, внутренняя несвобода. Что есть «прожить жизнь» правильно: следовать за своей звездой или иметь набор всего необходимого, что, якобы должен каждый человек заполучить к старости?

Жизненная ситуация, которая, предположительно, могла вызвать это переживание: разумно ли постоянно пребывать в поиске самого себя, в то время как общественная мораль диктует определиться в зрелом возрасте со своими приоритетами?

Основные части поэтического произведения:

Моя мечта надменна и проста
Схватить весло, поставить ногу в стремя…

Герой хочет «обмануть медлительное время, всегда лобзая новые уста»…. Женщина для этого человека предстает не только источником наслаждений в привычном, обыденном смысле, прежде всего она для него выступает дарительницей вдохновения, романтической загадкой, тайной, которую необходимо постичь, чтобы лучше узнать самого себя.

Время мучительно для того, кто наполнен внутренним одиночеством, его нужно занять чем-то приятным, увлекательным. Это состояние лирического героя мятежно, оно аналогично лермонтовскому состоянию персонажа из стихотворения «Парус», герой которого так же вместо скучного спокойствия «просит бурь». Даже негативные эмоции и боль лучше, чем серое, безликое существование.

А в старости принять завет Христа,
Потупить взор, посыпать пеплом темя
И взять на грудь спасающее бремя
Тяжелого железного креста!

Эти строки посвящены будущему героя, который с тревогой и беспокойством ожидает собственную старость. Лирического героя можно понять, если задуматься о том, как воспринимается в общественном бессознательном зрелый возраст. Если в юности подобное поведение общество не одобряет, но относится к нему несколько снисходительно, то в зрелые годы по этому поводу можно встретить недоумение, порицание и даже негодование. Человек не может, с точки зрения общественной морали, вечно пребывать в поисках себя, он обязан определиться со своими ценностями, образом жизни.

Ему уже «неприлично» увлекаться, испытывать шквал страстей, быть непосредственным и романтичным. Его крест – пребывать в строго очерченных рамках, которые давно определило за него общество. Он должен быть флегматичным, определившимся с собственными увлечениями, удобным для других. Эта скука и однообразие - как раз то, от чего бежит романтический герой, что ему так чуждо изначально. Он понимает, что в скором времени он будет должен нести этот крест, и это будущее его пугает, подвергает в уныние. Весна пройдет с ее свежестью и очарованием, и наступит безликая серая осень. Это ощущается героем как конец жизни, как гибель, время дожития, «посыпание головы пеплом».

И лишь когда средь оргии победной
Я вдруг опомнюсь, как лунатик бледный,
Испуганный в тиши своих путей,
Я вспоминаю, что, ненужный атом,
Я не имел от женщины детей
И никогда не звал мужчину братом.

В заключительных строках невозможно не прочувствовать еще один страх, обратную сторону медали. Романтический герой, размышляя о собственном образе жизни, осознает, что постоянное времяпровождение в мечтах и увлечениях грозит ему остаться ни с чем, у разбитого корыта. Следуя порывам своей души, можно не заметить, как пролетает время, и в итоге, пробудившись от сладкого морока, с ужасом обнаружить, что он ничего не нажил, прожил жизнь впустую.

Постоянно пребывая в уединении с самим собой, «лунатизме», он рискует пропустить любовь всей жизни, не создать семьи, не познать истинную дружбу, не заработать капитала для обеспечения старости. Он боится остаться ни с чем, подобно беспечной стрекозе из известной басни, которая «пропела» все лето и была с позором изгнана после ее робких притязаний погреться у чужого очага.

Смысл некоторых строф противопоставлен, последняя строфа значима, содержит вывод.

Поэтическая лексика стихотворения «Дон Жуан»

В тексте присутствует общеупотребительная лексика, отсутствуют просторечия и разговорные слова. Есть архаизмы, которые делают некоторые элементы лексики возвышенными: лобзая, уста, завет, средь, бремя, взор. Этот же эффект достигается с помощью инверсии: оргии победной. Есть антонимы, придающие драматизм и выражающие противоположные, противоречивые чувства героя, его эмоциональную неустойчивость: надменна и проста. Омонимы и неологизмы отсутствуют.

Есть контекстуальные синонимы (не являющиеся синонимами сами по себе, а лишь исходя по смыслу из данного текста), которые помогают раскрыть картину и чувства во всей их полноте:

схватить весло, поставить ногу в стремя – проявлять активность, жить полной жизнью;

принять завет Христа, потупить взор, посыпать пеплом темя - смириться;

тяжелого железного креста – неподъемного.

Своеобразие и активность использования тропов:

аллегория: посыпать пеплом темя, взять на грудь спасающее бремя тяжелого железного креста, и лишь когда средь оргии победной, ненужный атом.

параллелизм:

Я не имел от женщины детей
И никогда не звал мужчину братом.

эпитеты: медлительное время, новые уста, спасающее бремя тяжелого железного креста, оргии победной, лунатик бледный, ненужный атом.

сравнения: как лунатик бледный

олицетворение: мечта надменна

Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)

инверсия: оргии победной

Восклицательное предложение:

И взять на грудь спасающее бремя
Тяжелого железного креста!

Поэтическая фонетика стихотворения «Дон Жуан»

Гумилев использует аллитерацию звука [c], при помощи которого показана широта и бескрайность пространства («Моя мечта надменна и проста: // Схватить весло, поставить ногу в стремя…»).

В тексте присутствуют анафоры:

Я вспоминаю, что, ненужный атом,
Я не имел от женщины детей…

Образ лирического героя в стихотворении «Дон Жуан»

Рассказ идет от лица персонажа, Дона Жуана. Читатель ощущает в этом стихотворении много автобиографического, личного, интимного, связывающего самого автора с исканиями его лирического героя. Очевидно, самого автора мучили эти же вопросы, он так же, как и его персонаж, тщетно пытался отыскать универсальный рецепт счастья и приемлемой жизненной философии. Как известно, поэту не суждено было дожить до старости: он был расстрелян вследствие сфабрикованного приговора по поводу антисоветского заговора.

Жизнь поэта представлялась источником постоянной борьбы, была наполнена страстями, противоречивыми чувствами. Путешествия в Африку, участие в войне, православные убеждения в тандеме с оккультизмом – далеко не полный список того, что сумел пережить поэт за свое недолгое пребывание в этой жизни. Советское политическое общество не смогло простить «мятежнику» столь непривычный образ жизни для среднестатистического добропорядочного человека, и Гумилев за это жестоко поплатился.

Литературное направление

Модернизм и символизм.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Канцона вторая»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Мои читатели»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство»