Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»
2. История создания стихотворения «Капитаны»
3. Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Капитаны»
4. Художественные средства в стихотворении «Капитаны»
5. Композиция стихотворения «Капитаны»
6. Поэтическая лексика стихотворения «Капитаны»
7. Поэтическая фонетика стихотворения «Капитаны»
8. Образ лирического героя в стихотворении «Капитаны»
9. Литературное направление
Автор и название стихотворения
Николай Степанович Гумилев, стихотворение «Капитаны».
История создания стихотворения «Капитаны»
Гумилев с детства грезил о заморских странах, поэтому тема путешествий всегда волновала его. Став взрослым, он много где побывал, а позже запечатлел свои переживания в стихотворениях. Стихотворение «Капитаны» было написано в 1909 году, когда поэт был в гостях в Коктебеле у Максимилиана Волошина.
Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Капитаны»
Жанр
Стихотворение условно можно отнести к элегии, поскольку здесь представлены романтическо-философские размышления молодого юноши о путешествиях по морям. Элегия очень необычная, она несет отсылку к флибустьерским романам.
Стихотворение посвящено жизни мореплавателей, их стойкости и героизму:
Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
Первая часть цикла воспевает обобщенный образ бесстрашного капитана, сильного и мужественного, способного бросить вызов морской стихии. Лирический герой восхищен опытностью мореплавателя, который может уверенно отметить на карте «дерзостный путь», быстро ликвидировать бунт на борту.
Вторая часть посвящена путешественникам и первооткрывателям. Здесь упоминаются имена наиболее известных, а также людей «на первом плоту», которые стали зачинателями морского дела. Поэт объясняет любовь к смене мест тем, то людям опостылевают родные края, им хочется новизны и приключений.
Третья часть цикла имеет отсылку к пиратским романам. Едва достигнув берега, моряки спешат в таверны, чтобы за бутылкой сидра поделиться пережитым и увиденным. Шум, драки, игра в карты продолжаются «от заката до утра».
В четвертой части присутствует образ Летучего Голландца. Легенда гласит, как его призрак сотни лет бороздит по морям, управляя окровавленной рукой штурвалом. Члены его экипажа «бледны, как смерть».
Тема стихотворения
Тема сочетает в себе патриотические и лирические компоненты, стихотворение можно отнести к жанру элегии.
Идея
Идея автора заключается в том, чтобы донести до читателя необходимость приключений. Новизна и свежесть, драйв и романтика составляют полноту жизни, в которой есть место путешествиям. Пребывание в постоянном движении, открытость порыву – рецепт интересной, насыщенной жизни.
Настроение
Стихотворение проникнуто романтическим пафосом, восхищением смелостью мореплавателей. В целом, присутствует позитивный настрой, искренняя и горячая убежденность.
Сюжет
В стихотворении есть сюжет: образы событий и образы чувств. Облик бесстрашного капитана наполнен силой и мужеством. Он уверенно мчит судно вперед, восхищая своим опытом и смелостью.
Воспоминания о бывалых мореплавателях рождают чувство гордости за своих соотечественников, вдохновение и страсть к авантюрам и приключениям.
Отважные матросы следуют по просторам морей, а, достигнув суши, спешат отметить прибытие пирушкой в таверне. Наполненность впечатлениями, радость от пережитых эмоций заставляют читателя погрузиться в этот волшебный мир. Романтичная встреча рассвета за бутылкой сидра под байки бывалых моряков будоражит фантазию так, что читатель буквально оказывается свидетелем всего происходящего.
Также в стихотворении есть фантастический образ Летучего Голландца. Таинственный призрак рождает чувство страха и благоговения, завораживает.
«Ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта
Главную мысль поэта раскрывают следующие ключевые цепочки слов:
паруса, корабли, капитаны, ураганы, дерзостный путь, безумствует море, гребни волн, трепещет, свет маяков;
победы, королевские псы, скитальцы, искатели веры, первые люди, на первом плоту, заветные грезы;
веселые матросы, в таверне сидру, черный арбалет, в заплеванных тавернах, шулера, драки, на затоптанном полу, пьяных слов;
для высшей силы, высшей доблести, корабль Летучего Голландца, смерть, невыразимо и угрюмо.
Художественные средства в стихотворении «Капитаны»
Эпитеты: «быстрокрылые корабли», «острый, уверенный взгляд», «дерзостный путь», «трепещущий мостик», «многозвездная ночь».
Сравнение – «как смерть, бледны его товарищи».
Метафоры – «солью моря пропитана грудь», «какие наркозы когда-то рождала для вас глубина».
Олицетворение: «безумствует море».
Ритм стиха, стихотворный размер:
первое представлено трёхстопным анапестом, второе – четырёхстопным амфибрахием, третье – четырёхстопным хореем, четвёртое – четырёхстопным ямбом. В стихотворении идет перекрёстная рифмовка.
Звуковые повторы
Звуковые повторы связывают по смыслу слова в строке, образуя своего рода «внутреннюю рифму». Согласные сочетания «пс», «пш», «бз» имитируют шелест и набег волн, бьющихся о скалы.
Композиция стихотворения «Капитаны»
Текст поделен на четыре части, каждая из которых несет определенный сюжет. Ведущее настроение, отразившееся в поэтическом произведении – позитивное, оживленное и бодрое. Лирический герой передает восхищение, он переполнен чувством гордости за своих соотечественников. Его будоражит другой, морской мир, он смотрит на него с широко раскрытыми глазами и придыханием слушает байки о Летучем Голландце. Произведение окружено ореолом некоей тайны, туманом.
Композиционное построение подчинено выражению определенной мысли: показать внутреннюю свободу тех, кто не боится идти вперед, бросая вызов стихии. Их мир ярок и интересен, их цель – прожить жизнь, полную приключений. Не нужно быть такими, как все, необходимо бороться с серостью и скукой обыденности.
Стихотворение делится на строфы, каждая из которых представляет собой законченную мысль и раскрывает определенную идею. Смысл строф сопоставлен, шаг за шагом, постепенно, они доносят до читателя тот смысл, который поэт закладывал изначально. Каждая последняя строфа первого, второго, третьего и четвертого стиха содержит вывод, подытоживая изложенное.
Поэтическая лексика стихотворения «Капитаны»
В первых двух частях цикла представлена возвышенная, поэтическая лексика с использованием церковнославянизмов:
изведал, дерзает, опостылели, внимая заветам. Это связано с тем, что в начале цикла преобладает возвышенно-патриотическое настроение, восхищение отвагой мореплавателей.
В третьей части много элементов разговорной речи: глянет, хватив, болтливый, несется запах, заплеванных, мечут, драки затевать, выклянчит, пьяных. Эти просторечия вносят оживление, меняют ритмику, представляя перед читателем иную картину. Третья часть в красках показывает быт и развлечения простых матросов: пьянки, драки, карты, заплеванный пол. Благодаря разговорной лексике воссоздается максимально реалистичная картина: она уже не пафосная и эпически-литературная, а настоящая, «живая», неидеализированная.
В тексте активно используются тропы: эпитеты, сравнение, олицетворение, метафоры. Также поэт использует фигуры поэтической речи. Например, он вводит антитезу - противопоставление. По настроению, стилю языка первая, вторая и четвертая части противопоставлены третьей.
Поэтическая фонетика стихотворения «Капитаны»
Употребление сочетаний «пс», «пш», «бз» (аллитерация) воссоздает иллюзию боя волн о скалы. Есть анафоры:
«и слоняться, и лежать…
и с солдатами из форта…», «и карлики…
и нежен…», «Как будто не все…
Как будто наш мир…»
Образ лирического героя в стихотворении «Капитаны»
Рассказ идет от лица персонажа – роматичного лирического героя, восхищенного морской стихией. Открытость, искренность, восклицательные предложения и эмоционально-окрашенная лексика позволяют сделать вывод о том, что автор играет ощутимую роль: находясь в «закулисье», он дает понять, что разделяет предпочтения своего лирического героя.
Литературное направление
Образы и символы, активно используемые в цикле стихотворений, позволяют отнести это произведение к направлению «символизм».