Анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство»



Автор и название стихотворения

Николай Степанович Гумилев, стихотворение «Шестое чувство».

История создания стихотворения «Шестое чувство»

Стихотворение «Шестое чувство» было написано в 1920 году, а в 1921 году опубликовано в сборнике «Огненный столп».

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Шестое чувство»

Тема стихотворения посвящена шестому чувству, с помощью которого человек постигает прекрасное. Основная мысль произведения заключена в том, что человек, будучи венцом природы, сам по себе совершенен уже изначально.

Чтобы постичь нечто прекрасное, человек должен довести свою плоть до изнеможения. Но пока он сохранит будничный взгляд на вещи и не научится видеть привлекательное в заурядном, ему будет недоступна истинная природа совершенства. Только совместными стараниями «природы и искусства» всего этого можно достичь, то есть с помощью эволюции культурной и биологической.

Тема стихотворения – «шестое чувство», которое помогает человеку сохранять человеческие качества. Благодаря ему люди развиваются нравственно, в этом главное отличие их от других представителей животного мира.

Идея. Автор стремится показать, насколько значимо развитие в духовном плане. Именно «шестое чувство» помогает человеку познать любовь.

Настроение. Стихотворение проникнуто утонченностью, вдохновением. Это – своеобразная песнь Душе человека, его природной способностью постигать прекрасное.

Сюжет. Стихотворение не имеет сюжета как такового, в нем задействованы образы чувств: восхищения, благоговения перед таинством природы и совершенством мироздания.

Ключевые слова. Прекрасно, измучившись, насладиться, неземной покой, бессмертными стихами, любви, сознания, крылья, век, природы и искусства, дух, плоть.


Художественные средства в стихотворении «Шестое чувство»

В первой и второй строфах важны эпитеты, характеризующие то, что умеет воспринимать человек: Влюблённое в нас вино, добрый хлеб, розовая заря, холодеющие небеса, неземной покой, бессмертные стихи. Союз но представляет собой антитезу: одна строфа противопоставляется другой. Антитеза показывает, что земное наслаждение не бывает совершенным: оно всегда имеет налет горечи. Только через боль, «сперва измучившись», можно познать удовольствие. Это – необходимый этап развития.

Третья строфа выражает безнадежность лирического героя, что достигается с помощью союза но и отрицательных приставок. Антитеза (противопоставление) описывает статичные небеса во второй строфе и динамичный бег мгновения в третьей. Лексический повтор мимо воссоздает бесконечность движения человеческого развития.

Метафоры ломаем руки, осуждены показывают человеческие мучения, когда люди не имеют потребности, но ощущают ее необходимость.

Интересны два развёрнутых сравнения, выраженные сравнительными предложениями (Как мальчик, игры позабыв свои… Как некогда в разросшихся хвощах ревела от сознания бессилья…) Они объясняют образную символику предыдущей строфы: невинный, не вкусивший плоды любви мальчик не может желать женщину, но он всегда предчувствует ее появление в своей жизни. Точно так же и в животном мире: «тварь скользкая», некогда ещё не эволюционировала в птицу, но уже мечтала о небе и, как оказалось, не зря.

Эпитеты в пятой строфе (скользкая тварь, разросшиеся хвощи) переносят начало процесса зарождения шестого чувства в глубь веков, в самую древность.

Шестая строфа подытоживает вывод, синтаксически это достигается при помощи двойного союза как так.

Обращение к Богу, космическому Разуму происходит в метафорических образах (под скальпелем природы и искусства, кричит дух, изнемогает плоть). Метафоры описывают зарождение «шестого чувства» - того чувства, которое делает человека человеком, способного любить и воспринимать прекрасное.

Восклицательное предложение выражает надежду, что боль излечится восприятием прекрасного. Но сам процесс рождения прекрасного, в том числе и искусства, сопряжен с муками творчества, душевными переживаниями.

Стихотворный размер. Стихотворение написано размером «пятистопный ямб» с пиррихиями, помогающими имитировать разговорную речь. Этот прием помогает автору воссоздать спокойную, доверительную беседу с читателем, наталкивая его на размышления о высоком, духовном. Рифмовка перекрестная, женская рифма перекликается с мужской.

Композиция стихотворения «Шестое чувство»

Стихотворение содержит 6 строф-четверостиший. Первая строфа – утвердительная, провозглашающая основными человеческими наслаждениями вино, хлеб и женщину. Противопоставление «сперва измучившись» помогает выразить особый драматизм человеческой юдоли.

Вторая строфа представлена вопросительным предложением. Оно содержит проблемный вопрос: как быть с теми вещами, которые неосязаемы?

Третья строфа выражает сожаление о том, что часто нематериальное проходит «мимо». Это мучает, угнетает.

Последние три строфы синтаксически сопоставлены, параллельны. В четвертой и пятой строфах представлены примеры из мира животного и человеческого, современности и глубины столетий. Речь идет о том, что прежде, чем сформируется какое-либо качество, зверь или человек всегда почувствуют его появление на тонком уровне. То и есть, по мнению автора, «шестое чувство».

В последней строфе сделан вывод о том, насколько сложна природа «шестого чувства». Медленно, в муках, «век за веком», природа эволюционирует.

Поэтическая лексика стихотворения «Шестое чувство»

Поэтическая лексика включает в себя полное разнообразие, в том числе разговорные просторечные («измучившись», «ломаем»), библейские («тварь скользкая», «Господь», «плоть») элементы и слова высокой поэтической речи («изнемогает»). Такое богатство языка не только украшает текст, оно служит ключом к пониманию его смысла и помогает прочувствовать стихотворение на тонко-интуитивном, психологическом уровне.

Библейские слова погружают читателя «в глубь веков», несут особую смысловую нагрузку. Читатель попадает из мира современности в эпоху пращуров, самые истоки эволюции.

Разговорные и просторечные слова разбавляют обычную лексику: они призваны придать особенную ритмику разговорного жанра, расслабить читателя для душевной, искренней беседы, вызвать доверие.

Поэтическая фонетика стихотворения «Шестое чувство»

Строки идут параллельно, организуют стройное, ритмическое пространство текста. Вторая и последняя строфы содержат вопросительные предложения, которые служат мощным акцентом.

Анафоры (единоначалие) («И добрый хлеб»… , «И женщина»…) имитируют библейское писание («И сказал Господь»… «И сотворил Он»…), что привносит особенный колорит и большую образность.

Поэтическая фонетика характеризуется полногласными сочетаниями, много повторяющихся гласных о, е, а. Эти звуки создают напевность, мелодичность. Суффиксы причастий ющ делают отсылку к библейской речи, старославянскому языку.

Образ лирического героя в стихотворении «Шестое чувство»

Лирический герой мечтает постичь природу прекрасного, это рефлексирующий молодой человек, романтик, мечтающий разгадать Тайну природы и всего сущего. Его неудержимо влечет ко всему таинственному, он не готов довольствоваться мещанскими, приземленными желаниями и потребностями. Он хочет развиваться и через это развитие понять свою природу.

Литературное направление

Стихотворение написано в стиле символизма.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Канцона вторая»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Дон Жуан»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Мои читатели»