Анализ стихотворения Гумилева «Канцона вторая»



Автор и название стихотворения

Николай Степанович Гумилев, стихотворение «Канцона вторая».

История создания стихотворения «Канцона вторая»

Стихотворение Гумилев написал в 1921 году в период репрессий. Оказавшись в опале, поэт одновременно претерпевает и крах семейной жизни: по возвращению его из заграницы он получает от жены Анна Ахматовой развод. Итальянский термин «канцона» означает «песнь», что, в свою очередь, намекает на лирический, исповедальный характер повествования.

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Канцона вторая»

Тема стихотворения

Поэт затрагивает тему смысла обитания человека на Земле. Он приводит читателя к мысли, что этот бренный мир отнюдь не настоящий, где можно найти свое счастье. Мы ютимся лишь на задворках, устало бредем в иллюзорном унылом пространстве, в то время как где-то существует настоящее, подлинное, то, о чем стоит помнить.

Идея

Автор разворачивает картину двоемирия: представляет реальный тусклый мир, полный тревог и лишений и сияющее, счастливое бытие. Первое – физическая грубая реальность, второе – нечто прекрасное и непостижимое, сокрытое от человеческих взглядов. Цель человека – найти это идеальное, жить в стремлении достичь его.

Настроение

Текст пронизан мотивами тихой грусти, связанной с непостижимостью идеала. Поэт признается, что земное существование не представляет больше для лирического героя самоценность, праздное пребывание выявляет скудость и ограниченность.

Сюжет

Стихотворение не имеет сюжета как такового, в нем задействованы образы чувств: разочарование миром реальным с его жизненными перипетиями и бесконечными проблемами, сетование на стремительный бег времени. Лирический герой с унынием замечает, что живет не в настоящем мире: «И совсем не в мире мы, а где-то на задворках мира средь теней»…

Все, что его окружает, безвкусно, «сонно», безлико. Маятник времени, будто безжалостный палач, «рубит» головы секундам, с каждым ударом подталкивая человека к могиле. Человек находится в плену времени, он ничего не может поделать для того, чтобы из него выбраться. «Пыльная» дорога жизни так и не приводит героя к вратам рая.

Лишь чувства любимой женщины способны оживить его, дать ему возможность почувствовать «в проклятом захолустье» какое-то утешение, смысл. Мысленно лирический герой всегда находится в союзе со своей возлюбленной, только в этих грезах он ощущает «сверканье» «движенье». Рутина серых будней напоминает «гниющий водоем», который затопил все живое, и выбраться из которого не представляется возможным.

Ключевые слова

Слова «Задворках мира», «теней», «сонно», «маятник», «рубит», «пыльна» рисуют образ реального мира, грубое, унылое пространство. Лирический герой ощущает себя пленником, узником в заточении. Его бренное тело находится в мире физическом, тогда как душа рвется в сияющий мир грез, где нет боли, предательства и разочарований.

Слова «единорога», «белый серафим», «сокровенной грусти», «огненный дурман», «сверканье», «движенье», «пенье» показываю другой мир, который лелеет лирический герой в своей душе. Таким образом, цепочки ключевых слов воспроизводят картину двоемирия.


Художественные средства в стихотворении «Канцона вторая»

В тексте поэт активно использует средства изобразительной выразительности. Эпитеты («белый серафим», «ясных дней», «далёких стран», маятник «старательный и грубый», «головы хорошенькие», «пыльна дорога», «сокровенной грусти», «огненный дурман», «проклятом захолустье», «гниющий водоем») воссоздают образы двух миров – реального и ирреального. С их помощью автор показывает глубину чувств главного героя, интенсивность его переживаний и душевную боль. Читатель получает возможность прожить вместе с ним его страдания, взглянуть на существующее с его точки зрения.

Олицетворения («сонно перелистывает лето», «куст так хочет быть сухим», «маятник… рубит головы», «полонил гниющий водоем») оживляют повествование, делают его особенным, «волшебным». Поэт погружает читателя в особое сказочное пространство, в мир противостояния добра и зла. Лирический герой оказывается «полоненным», преследуемым: все в этом мире против него. «Оживают» и восстают неодушевленные образы, загоняя его на «задворки», и самый главный враг – неумолимое время.

Метафоры («на задворках мира», «огненный дурман») кратко и емко выражают сложные явления, вызывая целое поле ассоциаций. Герой чувствует себя очень неуютно, «на задворках», он, словно нищий, выпрашивает подачки от судьбы. «Огненный дурман» - это то сокровенное, к которому герой стремится, то, что не дает умереть его душе. В данном случае переживания его возлюбленной – самое дорогое, что у него есть и ради чего еще стоит жить в этом сером безжизненном пространстве.

Стихотворный размер

Стихотворение написано пятистопным хореем. По жанру произведение можно отнести к элегии.

Композиция стихотворения «Канцона вторая»

Композиция стихотворения линейная, автор, шаг за шагом, постепенно раскрывает главную мысль. Объем произведения – 20 строк, 5 катренов.

Условно произведение делится на две смысловые части. В первых трех строфах представлена зарисовка реального мира глазами лирического героя – серая, скучная, мрачная будничность. В последних двух строфах он приоткрывает завесу светлого, что есть в его душе: оказывается, существует нечто такое, что помогает ему жить, не утонув в «гниющем водоеме». Примечательно, что поэт заканчивает повествование на позитивной ноте: таким образом, он оставляет какую-то надежду герою на исцеление.

Поэтическая лексика стихотворения «Канцона вторая»

Поэт использует общеупотребительную лексику, включая некоторые библейские элементы и архаизмы («полонил», «серафим»). В тексте отсутствует излишний пафос и вычурность, это, скорее, тихая, простая исповедь лирического героя. Именно поэтому лексика простая, без слов «высокого» книжного стиля, доступная пониманию большинства читателей.

Просторечие «захолустье» рисует упрощенный образ примитивного бытия, лишенного каких-либо красок.

Усеченные окончания в словах «сверканье», «движенье», «пенье» вместо «сверкание», «движение», «пение» также воспроизводят атмосферу простоты, открытости и искренности авторского монолога: герой использует разговорные элементы, поскольку ведет непринужденную беседу с самим собой. Ему нет надобности как-то особенно следить за речью, все происходит спонтанно и от души.

Поэтическая фонетика стихотворения «Канцона вторая»

Поэтический синтаксис включает инверсии (заведомо неправильный порядок слов), например, в словосочетании «времени непризнанный жених». Инверсия заостряет внимание читателя на проблеме, а также приближает речь лирического героя к разговорной речи, что очень подкупает читателя простотой и непосредственностью.

Образ лирического героя в стихотворении «Канцона вторая»

Образ лирического героя – это образ романтика, разочарованного и недовольного действительностью. Он постоянно находится со всеми в противостоянии, в том числе с неодушевленными явлениями. Бег времени – его главный враг. Герой не в силах что-то изменить, и это его угнетает.

Он не понимает других людей, живущих с ним на одной земле, поражается их безмолвному, покорному согласию на все происходящее с ними. Он словно сделан из другого теста, поэтому все остальные люди для него также существа непонятные, с которыми он не может найти общий язык. Герой очень одинок и заброшен в этом мире. Только светлый лучик надежды в его душе помогает ему выживать. Он живет мечтами о другой жизни, пребывает в воспоминаниях и грезах.

Литературное направление

Стихотворение написано в литературном направлении «символизм».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Дон Жуан»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Мои читатели»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство»