Анализ стихотворения Гумилева «Из логова змиева, из города Киева»



Автор и название стихотворения

Николай Степанович Гумилев, стихотворение «Из логова змиева, из города Киева».

История создания стихотворения «Из логова змиева, из города Киева»

Стихотворение Гумилев написал в 1910 году в честь супруги, поэтессы Анны Ахматовой. Поэт-романтик, вдохновленный образом молодой жены, посвятил ей эти изящные, удивительные по красоте строки.

Гумилев очень ценил талант своей супруги, был очарован ее необычной харизмой. Не красавица в классическом смысле, она обладала чем-то гораздо большим: ее притягательность отмечалась молодым супругом как способность околдовать, пленить. Женщина отличалась своенравным характером – об этом не раз упоминает поэт, восхищаясь ее силой и умением быть непредсказуемой, разной. «Тайна, которую не устаешь постигать», - таков вердикт Гумилева в отношении супруги-поэтессы.

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Из логова змиева, из города Киева»

Тема стихотворения – любовная, это, своего рода, признание в любви. Каждая строка – хвалебная песнь, излучающая восхищение.

Идея. Показать, какую силу имеет женская харизма, которая нередко играет гораздо большую роль, чем обычная красота в классическом понимании. Красота приедается, харизма – никогда. Она всегда сугубо индивидуальна, покрыта аурой тайны и новизны.

Мужчине необходимо вдохновение для того, чтобы чувствовать себя живым, а это он сможет постичь только с помощью любимой женщины. Поэту нужна Муза, женщина под стать ему, поскольку ему, как никому другому, требуется много душевных сил и вдохновение.

Настроение. Стихотворение напитано игривым, озорным настроением с несколько ироничным подтекстом. «Колдуньей» поэт называет свою женщину потому, что лишь ей удается его очаровывать, вдохновлять и удивлять, дарить пищу для размышлений и духовного развития. С ней он чувствует себя необыкновенно, и, даже будучи рядом с ней, он не может постичь ее до конца, укротить ее нрав, сделать ее своею в полной мере.

Сюжет. Стихотворение не имеет сюжета в привычном, эпическом понимании, но содержит образы чувств. Текст полностью посвящен описанию непривычного поведения любимой женщины, по силе притягательности напоминающей искусительницу-дьяволицу. Она, как тихий омут, затягивает душу возлюбленного, увлекая его в неизвестность.

Ее истома – не только страсть, но и загадочная меланхолия, которая сводит с ума. Кажется, что в существующих отношениях ей чего-то не хватает, ей требуется свобода. Она дика, ей непривычно быть кем-то «прирученной», до конца обуздать ее так никому и не удается: «Обнимешь – топорщится». Подобно вампиру, она «затомится» при луне, ее взгляд выражает «стон». Так поэт показывает непостижимый нрав своей возлюбленной, силу ее харизмы, необыкновенную красоту и образ, покрытый тайной.

Ключевые слова. В тексте много ключевых слов, с помощью которых автор «рисует» образ коварной ведьмы-искусительницы: «логова змиева», «колдунью», «луна», «стонет», «хоронит», «топиться», «истому», «омуты», «грешную Лысую гору», «неможется», «заклятую».


Художественные средства в стихотворении «Из логова змиева, из города Киева»

В тексте много эпитетов («логова змиева», «веселую птицу», «днепровские омуты», «грешную Лысую гору», «птицу подбитую», «березу подрытую», «богом заклятую»), красочно описывающих образ женщины- искусительницы, сила обаяния которой напоминает харизму дьяволицы.

Сравнение «как будто хоронит» показывает интенсивность душевной истомы, нечеловеческую тоску и диковатую сущность любимой женщины. Сравнение «как птицу подбитую» используется автором для того, чтобы описать особенное душевное состояние, психические особенности возлюбленной, ее отличие от обычных людей, невозможность ее поведения в привычном смысле. Она изначально не такая как все, и этим все сказано. Переделать ее невозможно, с этим придется лишь смириться. В этом ее особенная прелесть и особенность.

Стихотворный размер. Стихотворение написано разностопным амфибрахием. По ритмике тест напоминает фольклорную песню, плавность и напевность вызывает ассоциации, связанные с жанром былины.

Композиция стихотворения «Из логова змиева, из города Киева»

Своеобразна композиция стихотворения. Начало текста представлено анафорами («Из логова змиева…. Из города Киева…»), что весьма напоминает былину, древнее эпическое сказание («Из города Мурома… Из села Карачаева…»). Такая отсылка уже настраивает читателя на то, что повествование будет посвящено необыкновенной особе, легендарной и неординарной.

Известно, что «колдунья» означает то же, что и «ведьма», то есть та, что «ведает», обладает какими-то знаниями и умениями, неподвластными простому смертному человеку. «Ведьмы» появились на самой заре человечества, они всегда притягивали своей опасной, нечеловеческой силой. Главная героиня именно такая женщина: она «ведает», как удержать любовь и неусыпное внимание своего любимого, только ей подвластна его воля.

Поэтическая лексика стихотворения «Из логова змиева, из города Киева»

В тесте много фольклорных элементов, постоянных эпитетов: («логова змиева», «веселую птицу», «днепровские омуты», «грешную Лысую гору», «птицу подбитую», «березу подрытую», «богом заклятую»). Использование фольклорных средств делает автоматическую отсылку к зловеще-притягательному образу вещей колдуньи, подчеркивая мощь ее силы, берущей истоки с самой древности. Старославянизм «змиева» многократно усиливает этот эффект.

Характерно обильное использование народных просторечий, также призванных сделать текст «простым», «природным», без налета современности и искусственности: «покликаешь», «топорщится», «певунью», «забавницу», «по-мудреному», «снеси-ка», «возиться», «ежится», «неможется», «очастью», «заклятую». Такая связь с народностью, исконностью и природой нужна для того, чтобы показать естественность, натуральную «диковатость» героини. Наносная, выученная, отшлифованная интеллигентность уже настолько привычна для любого человека в современном обществе, что уже несет безликость, лишает индивидуальности.

Поэтическая фонетика стихотворения «Из логова змиева, из города Киева»

Интересен и необычен поэтический синтаксис: стихотворение написано короткими, «рублеными» предложениями, плавно перетекающими одно в другое. Такая краткость, с одной стороны, («покликаешь – морщится, обнимешь – топорщится), без дополнительного обременения лишними словами, ярче выражает мысль, а с другой стороны, еще более подчеркивает фольклорную простоту и отсылку к чему-то исконному, народному.

Образ лирического героя в стихотворении «Из логова змиева, из города Киева»

Образ лирического героя остается несколько в тени, поскольку здесь на первый план выходит образ возлюбленной. Герой – обычный смертный со всеми грехами, тягой к земным искушениям. Он полюбил женщину, ставшую для него всем в этой жизни.

Прекрасно понимая, что ему приходится с возлюбленной весьма непросто, он не в силах отказаться от нее: лишь она представляет для него смысл существования, только ей под силу оживить его душу. Такая эмоциональная нестабильность выматывает, под час опустошает, но только так юноша может почувствовать себя «живым», окрыленным.

Литературное направление

Стихотворение написано в стиле символизма: в тексте много образов, восходящих к фольклористике. «Колдунья», «логово змиево», «птица-певунья», «днепровские омуты» - символы любовной страсти лирического героя, победить которую не представляется возможным. Здесь ощущается намек на заклятье, обреченность юноши любить одну-единственную женщину до конца своих дней.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Гумилева «Она»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Царица»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Современность»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Память»