Анализ стихотворения Гумилева «Царица»



Автор и название стихотворения

Николай Степанович Гумилев, стихотворение «Царица».

История создания стихотворения «Царица»

Стихотворение Гумилев написал в 1909 году в честь будущей супруги, поэтессы Анны Ахматовой. Вдохновленный ее «царским» величественным образом, холодным взглядом, устремленным вдаль, поэт поспешил набросать свои переживания на бумаге, создав настоящий шедевр.

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Царица»

Стихотворение посвящено любимой женщине. Основная мысль – показать величие боготворимой особы, выразить восхищение и преклонение. Только по-настоящему вдохновляющая женщина способна, по мнению Гумилева, раскрыть талант и природный потенциал мужчины, дать ему сил творить и просто жить.

Тематика стихотворения – любовная с элементами философии. Поэт показывает, насколько важно не просто любить, а быть одержимым этой любовью. Только та, которая поддерживает огонь в сердце своего возлюбленного, может носить гордое звание Царицы.

Идея. Выразить глубину чувств, показать значимость восхищения своей женщиной. Женщина, будоражащая фантазию, по-настоящему загадочная и окутанная неуловимой тайной, всегда будет Царицей для своего возлюбленного.

Настроение. Стихотворение пронизано особенным пафосом, оно чрезвычайно торжественно. Читатель ощущает глубину чувств автора и невольно заряжается его вдохновением. В то же время, хорошо ощущается грусть: лирический герой признается, что едва ли достоин быть наравне с любимой женщиной, он всего лишь покорный «жрец», его доля – безропотно «служить» своей «царице», быть рабом у ее ног. Он не может найти покоя, не способен быть счастлив ни один, ни в тандеме со своей любимой: его терзает ее холодность, но без нее он не мыслит своего существования вовсе. Он словно проклят, но жив благодаря именно ей же: только в любви к ней он ощущает вдохновение и желание жить.

Сюжет. Стихотворение не имеет сюжета как такового, в нем задействованы образы чувств: восхищения, благоговения перед любимой женщиной, ее совершенством. Неслучайно автор упоминает имя Лилит – древней демоницы: именно с такой дьявольской, неземной силой кружит голову ему его избранница.

Черты любимой идеализированы: «лоб отлива бронзы», «светла», «черты алмазного лица», «рот твой, вырезанный строго»…

Ключевые слова. В Тибете, древняя Лилит, коленопреклонённый, жреца, вольность древнюю, бога, толпа рабов, стальной секире палача.


Художественные средства в стихотворении «Царица»

В стихотворении активно используются метафоры («золотом копыт», «алмазного лица»), сравнения («как сталь, глаза», «как древняя Лилит»), олицетворения («земля молчала», «вздыхали цветники»), эпитет («задумчивые бонзы», «унылой злобе», «боевом щите», «древняя Лилит», «веселые онагры, «алмазного лица», «одежде розовой», «узорный лук», «вольность древнюю», «торжественный приход», «дни веселые», «стальной секире»).

Эпитеты создают красочное, живое описание женщины, подчеркивают ее величие и необыкновенную красоту. Сравнения с «древней Лилит» обожествляют образ, подчеркивают его демоническую, пьянящую харизму. Олицетворения дают отсылку к языческой эпохе, к матриархату, когда женщина провозглашалась точкой отсчета всего бытия, была наделена сверхспособностями ведуньи. Грозный, отстраненный, холодный облик женщины с неземной харизмой вызывает трепет и благоговение.

Стихотворный размер. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перрихиями. Размеренный, четкий ритм создает впечатление неторопливого повествования, рассказа легенды. Присутствует определенная торжественность, строгость. Рифмовка перекрестная: бронзы-бонзы, остры-костры).

Композиция стихотворения «Царица»

Стихотворение состоит из 9 строф, 36 строк. В первой же строфе поэт воспевает величие любимой женщины, приравнивая ее образ к божественному.

Во второй строфе этот эффект еще более усиливается, благодаря сравнению с мифической Лилит. Сравнивая любимую с дьяволицей, поэт показывает, насколько он одурманен этой женщиной.

Третья строфа посвящена описанию природы, которая также замирает, молчаливо («земля молчала») созерцая женскую красоту. В четвертой строфе поэт именует себя «жрецом», пестующим божественный образ любимой и благоговейно преклоняющимся перед ним.

Пятая и шестая строфы несут эффект неожиданности: не в силах совладать с муками любви, влюбленный безумец решается уничтожить, убить предмет своих страданий («острие найдет тебя»). Это своего рода аллегория: так влюбленный, совсем измучившись безответной любовью, решает забыть свою женщину, то есть «похоронить» ее в своем сердце, «убить». Однако, как это видно из седьмой строфы, у него ничего не получается. Его ее образ никак не отпускает, мучает, манит притягательной, божественной силой («я в тебе увидел бога»).

Восьмая строфа завершает стихотворение и выносит приговор: влюбленный герой обречен на вечные любовные муки, прекрасно осознавая, что его не любят так, как любит он. «Толпа рабов» - поэтическая аллегория, символизирующая раболепие, силу обожания влюбленного юноши. В ответ на это его любимая лишь «лениво улыбнулась»: ее ничуть не смутила угроза забвения, она слишком уверена в силе своего очарования.

Поэтическая лексика стихотворения «Царица»

Поэтическая лексика, употребляемая автором в стихотворении, в основном, возвышенная («коленопреклоненный», «реяли», «жреца», «секире», «палача»). Также активно используются библейские слова и упоминаются священные имена, названия («в Тибете», «Лилит», «бога») и слова, относящиеся к военной тематике («боевом», «щите», «крепость», «лук», «острие»).

Это связано с тем, что автор хотел создать величественную, таинственную атмосферу, напитанную священной аурой. Военные лексические элементы показывают душевную борьбу лирического героя, его попытки противостоять любовным мукам к прекрасному образу любимой, той царственно-холодной особе, что воспринимает всю пылкость юноши как должное, «лениво улыбаясь» его терзаниям.

Поэтическая фонетика стихотворения «Царица»

В стихотворении наблюдается синтаксический параллелизм, много инверсий («боевом его», «в дугу был согнут»), анафор («и пляски…», «и дни…», « и робко…», « и ты…»). Следует отметить прямую отсылку к стилю библейского повествования: на это указывают многочисленные начала предложений с союза «и». Данный факт еще более подчеркивает торжественность описания, сакральный смысл текста.

Поэтический синтаксис стихотворения сильно напоминает классическую оду – та же размеренная торжественность, неторопливый слог, сложные предложения.

Образ лирического героя в стихотворении «Царица»

Образ лирического героя резко контрастирует по принципу антитезы с обожествляемым образом любимой женщины: себя поэт идентифицирует как блеклую «тень», «толпу», послушного, безропотного «раба», а предмет своего восхищения как холодное божество, грозную царицу.

Тем самым автор показывает разверзшуюся бездну между двумя героями стихотворения, невозможность их сосуществования в обыденной жизни, неизмеримость трагедии и душевной муки лирического героя. Поэт использует прием самоуничижения, характерный для древних житий: возвышая воспеваемый образ, он снижает образ влюбленного юноши.

Литературное направление

Стихотворение написано в стиле символизма: каждое слово таит определенный образ, служит своеобразным лексическим «кодом» для понимания чего-то большего, чем обычное в привычном смысле.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Гумилева «Она»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Современность»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Из логова змиева, из города Киева»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Память»