Анализ стихотворения Гумилева «Она»
2. История создания стихотворения «Она»
3. Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Она»
4. Художественные средства в стихотворении «Она»
5. Композиция стихотворения «Она»
6. Поэтическая лексика стихотворения «Она»
7. Поэтическая фонетика стихотворения «Она»
8. Образ лирического героя в стихотворении «Она»
9. Литературное направление
Автор и название стихотворения
Николай Степанович Гумилев, стихотворение «Она».
История создания стихотворения «Она»
Стихотворение «Она» датируется 1912 годом. Его опубликовали в сборнике «Чужое небо» в этом же году. Оно было посвящено молодой супруге поэта – Анне Ахматовой, с которой они поженились два года ранее. Это, своего рода, признание в любви, Гумилев написал во время дальнего путешествия, но так и не получил на него ответа.
Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Она»
Жанр – элегия.
Тема стихотворения - восхищение лирического героя своей любимой женщиной. Он живет чувствами о ней, постоянно думает и мечтает. Только состояние любви делает человека по-настоящему живым и счастливым – вот основная мысль автора. Настоящая любовь, в отличие от влюбленности, помогает рассмотреть лучшие качества и черты человека, принимая недостатки за особенности:
…Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое…
У поэта Гумилева есть много лирических стихотворений о любви, и стихотворение «Она» занимает одно из первых мест в этом наследии.
Идея – показать, что только настоящая любовь, полное принятие человека как личности, а не поверхностное вожделение делает человека счастливым.
Настроение. Лирический герой проникнут трепетным, нежным настроением по отношению к своей любимой. Он обожествляет ее образ, признавая в нем величие и загадочность, нечто такое, что гораздо ценнее, чем красота. Красивых женщин много, а женщина уникальная – настоящая редкость.
Сюжет. Стихотворение не имеет сюжета как такового, в нем задействованы образы чувств: восхищения, нежности, благоговения, наслаждения.
Ключевые слова. В тексте есть ключевые цепочки слов, раскрывающие смысл стихотворения: женщина, молчанье, в таинственном мерцанье, счастие, сладкой боли, истоме и бреду, часы томлений. Данные слова рисуют образ прекрасной загадочной, роковой дамы, способной довести спутника до исступления. Быть с такой женщиной тяжело, но и без нее - невозможно. Без нее проходят «часы томлений», а с ней рядом герой испытывает «сладкую боль». Только с нею его душа жива и имеет смысл само существование.
Художественные средства в стихотворении «Она»
Автор использует средства изобразительной выразительности: эпитеты (усталость горькая, таинственном мерцанье, медной музыке, жизнью дольней и отрадной, неслышный и неторопливый шаг, мудрой сладкой боли, райском огненном песке), метафоры (медной музыке, усталость горькая, таинственном мерцанье, душа открыта жадно, держит молнии в руке), сравнения (и четки сны ее, как тени).
Стихотворный размер. Стихотворение написано четырехсложным ямбом. Рифма перекрестная. Мужская и женская рифмы чередуются, символизируя мужское стремление, которое тянется к женскому началу.
Звуковые повторы «л», «пл», «сл» передают плавность, грациозность женского загадочного образа, словно выступающего из легкой дымки.
Композиция стихотворения «Она»
Ведущее переживание стихотворения – любовь, обожествление. Герой сильно зациклен на образе возлюбленной, он не способен мыслить себя как самостоятельная единица. Он слит с ней в мыслях, проник в ее сознание.
Смысл каждой предыдущей строфы плавно переходит в последующую – так происходит раскрытие образа главной героини и суть конфликта. Смысл строф сопоставлен.
В начале первой строфы делается смысловой перенос на слово «знаю»: оно означает не столько сам факт, что герой знаком с этой женщиной, сколько метафорический, библейский смысл. Герой «познал» женщину в высоком, сакральном смысле: его душа слилась с ее душой, и теперь они соединены вместе навечно.
В безмолвии, где лишние слова горько утомляют, возникает лик с расширенными зрачками.
Вторая строфа показывает, как «в таинственном мерцанье» герой смог узреть душу своей возлюбленной, которая открыта лишь для искусства – «медной музыке стиха», но «высокомерна и глуха» к чему-то другому. Лирический герой мучается в догадках, как такое может быть? Его любимая не приемлет земные наслаждения и реальную любовь, по-настоящему ее интересует лишь поэзия. В этом – проблема, «сладкая боль» романтического героя. Его женщина близко и далеко одновременно. Находясь с ним, она пребывает в иных мирах, иллюзорных и идеальных.
Третья строфа раскрывает секрет притяжения между героем и возлюбленной: оказывается, в ней есть что-то такое, что цепляет гораздо сильнее классической красоты. Эта женщина – роковая, двигаясь неслышно и плавно, она покоряет сердце юноши, пленит его одним взмахом руки. Герой и сам признается «нельзя назвать ее красивой», но сделать ничего с собой не может. Она проникла в его подсознание, ум и сердце, ею захвачено все его естество.
В четвертой строфе поэт описывает свою женщину как мудрую наставницу. Он готов сложить к ее ногам все победы, которыми он «смел и горд», для нее готов призреть все условности. Сам Гумилев, пораженный силой таланта Ахматовой, многому у нее учился.
Весьма значима последняя, пятая, венчающая все стихотворение строфа: она показывает роковую женщину как Зевса в женском обличии. Она «держит молнии в руке», и ей дано распоряжаться судьбой главного героя.
Здесь очевиден конфликт героя с собой: несмотря на то, его мучает холодность и недоступность любимой, он не может покинуть ее, потому что тогда его жизнь полностью утратит всякий смысл.
Поэтическая лексика стихотворения «Она»
Для воссоздания возвышенного образа поэт вносит обилие старославянизмов: отрадная, томление, своеволие, жажду, истома, томление. Разговорная лексика отсутствует, поскольку цель – создать идеальный образ роковой женщины, неземной, далекой от быта и повседневности.
В тексте есть инверсии – умышленное нарушение конструкции с целью обратить внимание читателя (усталость горькая, открыта жадно), антитеза – противопоставление («нельзя назвать ее красивой, но в ней все счастие мое»), которая усиливает драматизм ситуации и неразрешимость конфликта.
Поэтическая фонетика стихотворения «Она»
В тексте есть анафора (и держит молнии… и четки…), что дает отсылку к библейским мотивам («и создал Господь…и сказал Он…)
Образ лирического героя в стихотворении «Она»
Восхищение своей женщиной как богиней, любовь к ее недостаткам и достоинствам в равных долях представлены в пяти строфах произведения.
Рассказ ведется от лица самого автора, изливающего собственные чувства к своей супруге. Тем не менее, рассматривать произведение как историю отношений двух супругов-поэтов – ошибка. Здесь заложен гораздо более глубокий смысл, чем банальное излияние собственных чувств на бумаге. Это – история взаимоотношений мужчины и женщины со времен Ветхого Завета, с начала мироздания. Женщина должна вдохновлять и воодушевлять, чтобы Мужчина развивался. В настоящее любви должна быть заложена какая-то недосказанность, загадка. Пресыщение вредит и приводит к деградации. В страданиях человек развивается, познает себя, учится ему-то.
Имя возлюбленной нигде не фигурирует, что вносит еще большую загадочность. Имена героев не важны, поскольку это стихотворение – о слиянии женского и мужского начала, «инь» и «ян». В гармоничном соединении двух любящих сердец состоит смысл всего мироздания, философия человеческого существования.
Литературное направление
Стихотворение относится к направлению символизм.