Анализ стихотворения Гумилева «Память»



Автор и название стихотворения

Николай Степанович Гумилев, стихотворение «Из логова змиева, из города Киева».

История создания стихотворения «Память»

Николай Степанович Гумилев до начала Первой мировой войны и по окончании – это две разные личности. Поэта обуял патриотизм, он отправился в уланский полк в качестве добровольца и быстро достиг успехов на военном поприще, став впоследствии поборником монархии.

После того, как основные боевые действия были завершены, он не отправился на Родину к семье, а пошел в заграничный поход в Грецию. Там он много писал, вращался в кругах русских эмигрантов. В 1918 году, по следам революции, он вернулся на Родину, но стойкого монархиста уже никто не ждал с распростертыми объятиями. Жена Анна Ахматова попросила развод.

Гумилев нашел себя было на новом поприще: он участвовал в различных комиссиях, содействующих повышению образовательного уровня граждан, однако, уже в августе 1921 года был арестован по поводу контрреволюционной деятельности. Все попытки оправдаться, в том числе с помощью друзей потерпели крах: руководство приняло решение расстрелять поэта. 24 августа состоялась казнь Гумилева.

Незадолго до гибели, в 1921 году, поэт пишет знаменательное стихотворение «Память», ставшее завещанием миллионам читателей.

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Память»

Тема стихотворения – место поэта в земной жизни с ее неприглядными реалиями. Поэт, по мнению Гумилева, обязан служить народу, вести его к светлому будущему в любой обстановке, при любых условиях.

Идея. Поэт подводит итоги собственного жизненного пути, искренне желая показать свою настоящую природу. Он не ждет жалости, но хочет быть услышанным, понятым.

Настроение. Стихотворение пронизано искренностью, философичностью. В нем присутствуют мотивы грусти, но нет скорби и уныния. В тексте отчетливо чувствуются торжественность, подведение итогов.

Сюжет. Гумилев затрагивает множество проблем, касающихся всего человечества, актуальных для любого времени. Например, поэт недоумевает, как можно под воздействие идеологии резко поменять свою точку зрения, впасть в крайний фанатизм, отречься от собственных взглядов. Душа человека оказывается способной меняться под «ветра», действующие в определенный момент в мире и стране.

Народ прогибается под власть, становится «ручным», сохраняют свой внутренний стержень лишь единицы. Также в стихотворении поэт затрагивает много личного. В качестве лирического героя выступает сам поэт, искренне признаваясь в том, что он любит «избранника свободы», неподкупного и стойкого, неподверженного веяниям фанатизма. Ему пели хвалебную песнь «воды» и «завидовали облака».

Ключевые слова. Ключевыми словами выступает множество словоформ: «змеи», «кожи», «души», «тела», «жизнь», «память», «мир», «ветер», «избранник», «свободы», «страны», «бой», «святой Георгий», «храм», «сердце», «путник». Все они воспроизводят картину, имитирующую последние события в стране: оказывается, люди могут легко «поменять свои души», переметнуться на более выгодную сторону. Они легко утрачивают память: все, что еще недавно их волновало, перестает волновать, у них теперь иные цели и стремления. Они легко впитывают чужие мысли и принимают чуждую идеологию.


Художественные средства в стихотворении «Память»

Автор активно использует средства изобразительной выразительности: эпитеты: «лист опавший», «колдовской ребенок», «рыжая собака», «молчаливый дом», «воздух сладкий», «неведомой страны», «веселую свободу», «долгожданный бой», «сон тревожный», «бесконечный путь», «угрюмый и упрямый зодчий», «родной страны», «ветер странный», «страшный свет», «Млечный Путь», «ослепительных планет». Эпитеты помогают полнее, глубже, красочнее выразить мысль, погрузить читателя в философическую атмосферу, донести до него проблему в полной мере.

Олицетворения («веселую свободу», «душа старела и росла», «завидовали облака», «пели воды», «душа не умерла») оживляют повествование, вносят новые краски, придают легкость восприятия.

Метафоры («память, ты рукою великанши», «Млечный Путь расцвел», «сердце будет пламенем палимо», «жизнь – подруга», «коврик – мир») и сравнения («как под уздцы коня», «как вино») воспроизводят красочные, оригинальные образы, помогая поэту донести свои мысли до читательского сердца.

Стихотворный размер.

Текст написан четырех- и шестистопным ямбом. Этот размер придает наибольшую патетику и торжественность, позволяет сделать повествование неторопливым, вдумчивым, философичным. Рифмовка перекрестная.

Композиция стихотворения «Память»

Композиция кольцевая – это подчеркивает бесконечный круг вопросов, которые подкидывает жизнь. Также поэт начинает и останавливает мысль на вопросе, особенно волнующем его: люди меняют души, а не тела, и делают это легко и безболезненно.

В начале и середине повествования поэт противопоставляет «пропащего» человека (принявшего новую философию фанатизма, новые реалии) свободолюбивому и гордому «стрелку», который, несмотря на опалу, остается верен сам себе.

Поэтическая лексика стихотворения «Память»

Поэтическая лексика состоит из простых, доступных для понимания читателя, общеупотребительных слов без нагромождения старославянизмами и архаизмами. Поэт хотел донести свою мысль просто и ясно, избегая ненужной вычурности и излишнего пафоса.

Поэтическая фонетика стихотворения «Память»

Предложения содержат обращения («Память, память…», «память, ты рукою…»), что делает текст пронзительнее и эмоциональнее, подчеркивает злободневность рассматриваемой проблемы.

Присутствуют анафоры («он совсем…», «он хотел…», «он повесил»…), призванные обратить внимание читателя на определенные фрагменты текста. Многоточия выдают недосказанность, заставляют остановиться и подумать над тем, что хотел сказать автор, что нужно прочувствовать самим и что важнее слов.

Образ лирического героя в стихотворении «Память»

Центральный образ текста – память человека. Поэт не раз к ней взывает, поражаясь тому, какой непостоянной и кратковременной она может быть. Память истории легко извратить, перевернуть с ног на голову. По словам автора, она «слабее год от года», и это удручает. Пройдет немного времени, и сложно будет вспомнить тех, кто «променяли веселую свободу на священный долгожданный бой».

Идеал Гумилева – избранники свободы, гордые и независимые, отказавшиеся прогибаться под навязанные шаблоны. Отстаивать свое любой ценой, умереть ради него в священном бою – долг настоящего человека.

Поэт осознает в полной мере, что он выбрал непростой путь, полный лишений и страданий, однако высшая награда – остаться собой, а не превратиться в ползучего гада, с легкостью меняющего шкуру. Образ змеи – символ современников, с легкостью сбросивших шкуру в угоду новому политическому режиму. Боязнь репрессий, малодушие, по мнению поэта, не является уважительной причиной для подобного выбора.

Литературное направление

Стихотворение написано в литературном направлении «символизм». Текст изобилует символами: ползучий гад, змея – люди, предавшие собственные взгляды ради спасения «шкуры», мореплаватель и стрелок – свободный человек, выбравший свой путь, рискующий своей жизнью.

Святой Георгий – символ кары, настигнувшей ослушника. Себя поэт отождествляет с угрюмым и упрямым зодчим – человеком, упорно отстаивавшим собственные взгляды и ваявшим самого себя вопреки происходящему. Лев и орел символизируют опасность: так поэт намекает на собственную казнь, которая уже скоро состоится.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Гумилева «Она»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Царица»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Современность»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Из логова змиева, из города Киева»