Анализ стихотворения Гумилева «Современность»



Автор и название стихотворения

Николай Степанович Гумилев, стихотворение «Современность».

История создания стихотворения «Современность»

Стихотворение Гумилев написал в 1911 году – в период проблем в отношениях с Анной Ахматовой. Поэт почувствовал острую потребность высказаться, хотел быть услышанным, понятым. Он много читает, проводит дни в раздумьях о собственной жизни. Особенное внимание Гумилев уделяет чтению античной литературы и философии, что находит отражение в его своеобразной исповеди в стихах – «я закрыл Илиаду», «как Дафнис и Хлоя».

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Современность»

Тема стихотворения – философская, о том, что все появляющееся новое – это хорошо забытое старое. История движется по спирали, все идет своим чередом, все имеет свой порядок, и в этом есть сама суть жизни. «Все уже придумано до нас» - говорит поэт как бы между строк.

Идея. Показать естественный ход жизни, ее цикличность. Все проходит, чтобы снова возвратиться, повториться вновь с чуть большей или меньшей интенсивностью. Нынешняя современность – это чья-то история.

Ничего в этом мире не уходит бесследно или в пустоту: на все Вселенная даст ответ, обратную связь. Нужно уметь принимать и плохое, и хорошее – в этом и есть мудрость жизни.

Главная миссия человека – прожить жизнь во всем ее многообразии, суметь при этом не завязнуть в чем-то одном, будь то плохое или хорошее. Если «застрять» в хорошем отрезке времени, потом придется сожалеть и грустить, когда это хорошее закончится. Если зациклиться на неудачах – можно пропустить все позитивное и интересное в жизни, просуществовать безвкусно и бесцветно.

Настроение. Стихотворение пронизано лирическим, задумчивым, меланхолическим настроением. Однако это не пустая душераздирающая тоска, а вполне конструктивные размышления о мироустройстве и сути жизни. Поэт ведет исповедальный монолог, он искренен и чист перед судом читателей. В строках произведения чувствуется вера в лучшее, в то, что все печали, как и все сущее на Земле, имеют свое начало и конец.

Сюжет. В стихотворении отсутствует сюжет как таковой, но есть образы чувств и символика, помогающие понять смысл лирического произведения. Поэт перечитывает «Илиаду» в полном одиночестве, переживая один из сложных, смутных периодов в своей жизни. Мертвый свет луны, тень часового подчеркивают атмосферу мрачного уединения. Для главного героя, очевидно, пришло время очередного испытания, и его нужно с достоинством пережить, чтобы выйти на новую ступень развития. Оно не первое, но и, разумеется, далеко не последнее. В этом – смысл и порядок жизни.

Жизнь отдельно взятого человека как история – повторяется по спирали. Были и будут войны, тревоги, волнения, смена правителей, разруха. Но каждый раз мир восстанавливался для того, чтобы стать еще краше и развитее.

Поэт устало замечает, что уже многое повидал на своем веку: «так часто бросал испытующий взор… так много встречал отвечающих взоров…», повидал немало и «Одиссеев», и «Агамемнонов». Пора, наконец, определиться, как жить дальше в условиях современности, нужно навести порядок в собственной голове и жизни.

Книга навеяла грусть, тусклый свет луны давит и томит поэта. «Может быть, мне совсем и не надо героя…» - размышляет он. «Не нужно быть героем и искать кумиров, чтобы выстроить свой образ, а жить просто, как получается, чтобы не раздумывать и страдать», - приходит поэт к такому выводу. Вряд ли современность сможет предложить что-то из ряда вон выходящее – все уже давно известно и изведано и лишь повторяется в том или ином временном отрезке.

Ключевые слова. Ключевые слова помогают понять текст, служат его своеобразным остовом. Слова «Илиаду», «окна», «трепетало», «луна», «медлительно», «тень» воспроизводят атмосферу одиночества, размышления и грусти. Слова «испытующий», «Одиссеев», «Агамемнонов», «далекой Сибири», «мастодонты», «снега», «горизонты» уносят читателя в даль веков, рисуют картины истории, сменяющие одну другой, показывают цикличность происходящего. Слова «печален», «томлюсь», «луны» выражают искренность поэта, показывают его пылкость и романтическую суть.


Художественные средства в стихотворении «Современность»

В стихотворении присутствуют эпитеты («испытующий взор», «последнее слово», «отвечающих взоров», «серебряных льдах», «красной кровью»), с помощью которых текст воспринимается наиболее ярко, красочно и образно. Олицетворения («плачет пурга», «тоска колышет снега») показывают природу одухотворенной, живой. Во все времена, с глубокой древности человек, вышедший из лона природы, остается и будет оставаться с ней в глубоком взаимодействии. Так было, есть и будет, пока существует все живое.

Метафора («в серебряных льдах мастодонты») показывает оригинальность авторского замысла, глубину его восприятия. Природа, мир незыблемы и вечны, «серебряные льды» чаруют своей статичностью и холодным величием. Останки мастодонтов» покоятся в мрачном пространстве бескрайних ледяных пустынь, множество загадок и тайн хранит природа. До конца ее постичь невозможно, ибо человек – всего лишь ее часть, песчинка, не в силах корой повлиять на ход времени. Следовательно, человеку бессмысленно ей противостоять, ему необходимо принять мир таким, какой он есть, со всеми его загадками и укладом.

Сравнение («как Дафнис и Хлоя») показывает вечность любви, ее естественность в человеческом мире. Пока будет живо человечество – оно будет любить, несмотря ни на что.

Стихотворный размер. Стихотворение написано четырехстопным анапестом. Рифмовка перекрестная.

Композиция стихотворения «Современность»

С помощью линейной композиции автор раскрывает образы, показывает собственные взгляды на жизнь и мироустройство в целом. Композиция замыкающая: поэт начинает повествование с упоминания книги и этим же заканчивает. Четыре строфы, 16 строк.

Поэтическая лексика стихотворения «Современность»

Поэт использует книжную лексику, в тексте много возвышенных ее элементов («трепетало», «испытующий», «взор»), а также имен и названий, связанных с античностью («Илиаду», «Одиссеев», «Агамемнонов», «мастодонты», «Дафнис», «Хлоя»). В целом все это дает отсылку в древние времена, показывая ход и цикличность истории. Текст приобретает возвышенное, одухотворенное настроение, дает возможность читателю приподняться над привычной обыденностью, посмотреть на мир с другой, философской стороны с позиции вечности.

Поэтическая фонетика стихотворения «Современность»

В тексте наблюдается синтаксический параллелизм: все предложения выстроены по единому принципу. Неторопливый, размеренный ритм как бы отсчитывает минуты времени, имитирует течение истории.

Образ лирического героя в стихотворении «Современность»

Образ лирического героя показывает облик рефлексирующего молодого человека, весьма неглупого и познавшего многое в этой жизни. Во многом этот человек разочарован, он испытал боль, почувствовал разочарование. Однако, он сумел извлечь бесценные уроки жизни: он не гонится только за наслаждениями, не ждет от судьбы одних восторгов.

Герой посмотрел на свою судьбу через призму истории человечества, смог подняться над обыденностью существования. Он знает цену жизни и не собирается ее растрачивать на ложную идеализацию, не создает себе кумиров и не пытается стать героем. Он хочет просто жить и постигать опыт.

Литературное направление

Стихотворение написано в литературной традиции символизма. Каждое слово – своеобразный «код», формирующий определенный образ.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Гумилева «Она»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Царица»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Из логова змиева, из города Киева»
  • Анализ стихотворения Гумилева «Память»