Анализ рассказа Бунина «Легкое дыхание»


История создания

Рассказ «Легкое дыхание» Иван Алексеевич Бунин написал весной 1916 года, в имении Васильевское Орловской губернии по просьбе главного редактора одного из столичных изданий, Ивана Сытина. Поскольку текст нужно было напечатать в кратчайшие сроки (готовился праздничный, пасхальный выпуск), писателю пришлось отложить все текущие дела и сесть за работу. Замысел определился мгновенно: Бунин вспомнил небольшое кладбище, которое он посетил во время прогулки по Капри. Там его внимание привлек крест, на фотографии которого улыбалась гимназистка. Автор назвал ее Олей Мещерской и начал творить ее образ со всем вдохновением и старанием. Очень скоро рассказ опубликовали, а Бунину выплатили солидный гонорар. Впоследствии это произведение удостоится высочайшей оценки, как простых читателей, так и исследователей-литературоведов.

Тематика

Тематика рассказа «Легкое дыхание» - очарование и трагизм беспечной юности. О том, как уязвима красота, как ее легко растоптать и о том, что настоящее счастье не зависит от внешней привлекательности.

Проблематика

Автор ставит перед читателями проблемный вопрос. Что лучше: жить так, как хочется, наслаждаясь своей молодостью в полной мере, либо жить с оглядкой, постоянно соблюдая осторожность? Следует ли отдаваться пылу страсти или хранить благоразумие?

Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос

Для Бунина любовь – смысл существования. Это, прежде всего, страсть и земные радости, много эмоций, в том числе всепоглощающих и разрушительных. Только тогда, по интерпретации автора, человек живет, а не существует. В противном случае, он мертв.

Смерть всегда сопровождает жизнь, особенно на грани безумия. Нередко бунинские герои совершают самоубийство или становятся, как Оля Мещерская, жертвой трагических обстоятельств. Второстепенный персонаж, молодой гимназист Шеншин, был на грани самоубийства от неразделенной любви к Оле.

Признавая аморальность поступков главной героини, Бунин, тем не менее, ее не критикует. Он, наоборот, восхищен ее неиссякаемой жизненной энергией, женственностью, очарованием. Женская красота заключена не столько во внешности, сколько в способности дарить вдохновение – такова идейная направленность произведения.

Жанровое своеобразие

Жанр произведения новелла, небольшой рассказ с захватывающим сюжетом. В тексте присутствует символизация и многозначность деталей, представлена действительность так, как она есть, без идеализации реальности. Таким образом, становится понятно, что это произведение написано в духе реализма с тенденциями модерна.

Основные художественные образы в их системе и внутренних связях

Образ Оли Мещерской, главной героини, наполнен легкостью, живостью. Она является воплощением женственности, вдохновения, жизни и прямой противоположностью своей начальницы, классной дамы, старой девы в возрасте.

Классная дама представляет образ «синего чулка», она похоронила себя в четырех стенах учебного заведения, постоянно живя чужими интересами. Она бежит от жизни, прячет свои чувства под маской суровости и надменности. Внутри скрывается душевная боль, которая выходит наружу после смерти ее воспитанницы.

Алексей Михайлович Малютин, пятидесятишестилетний мужчина, воплощает образ соблазнителя, коварного и хитрого. Воспользовавшись наивностью юной девушки, он покидает ее, обрекая на позорную участь и последующую гибель.

Казачий офицер, «некрасивый и плебейского вида», представляет образ заезжего забулдыги. Он олицетворяет собой дно, в которое скатилась главная героиня после того, как была нравственно сломлена. Этот человек принадлежит иному кругу, вряд ли бы он сделал свою избранницу счастливой, если б она осталась жива.


Центральные персонажи

Самый главный центральный персонаж – гимназистка Оля Мещерская. Юная ветреная девушка с очаровательной улыбкой, непосредственная, беспечная, общительная, веселая. Она умеет дарить вдохновение, легко увлекается и проживает жизнь сполна, не ставя никаких ограничений.

Второй центральный персонаж – классная дама гимназистки, старая дева в возрасте. Она является полной противоположностью своей воспитанницы. Суровая, надменная, чопорная, с чувством внутреннего достоинства. Она чрезвычайно аскетична, во всем любит порядок и регламент. Эта женщина привыкла следовать букве закона, чужим наставлениям, а не порывам собственной души.

Сюжет и особенности строения конфликта

Сюжет новеллы довольно прост. Автор описывает мрачное кладбище, голые деревья и серые кресты. Неприглядную картину оживляет свежий крест с фарфоровым медальоном, на котором изображена девушка «с поразительно живыми глазами». Далее следует история судьбы этой девушки.

Оля Мещерская, гимназистка, отличалась ветреностью и беспечностью, она проживала жизнь так, как ей этого хотелось. Девушка без стеснения общалась с другими людьми, носила женские прически и дорогие туфли, вела себя непринужденно и расковано, чем привлекала внимание многих молодых людей. В учебном заведении такое поведение не одобряли.

Однажды, в очередной раз, ее вызвала «на ковер» к себе в кабинет ее начальница, старая дева. Она ее отчитала за неподобающий внешний вид и легкомысленное поведение, втайне надеясь услышать от гимназистки слова раскаяния. Однако та, совершенно неожиданно, признается классной даме в том, что имеет право носить женские прически: она давно уже «не девочка». Ее соблазнитель – брат начальницы, пятидесятишестилетний Алексей Михайлович Малютин.

Вскоре после этого события по гимназии пошли слухи, что Мещерская совсем «съехала с катушек». Она меняла кавалеров, как перчатки, сошлась с казачьим офицером «плебейского вида» и пообещала быть его женой, а потом сказала, что просто пошутила. В завершении всего дала ему прочитать страницу своего дневника, где подробно описывалась ее связь с Малютиным.

Офицер не выдержал оскорбления и убил гимназистку. Теперь она покоится на кладбище, куда регулярно приходит ее бывшая начальница. Автор посвящает несколько строк этой немолодой даме, решившей посвятить свои мысли и чувства покойной.

Текст имеет некоторые особенности конфликта. Так, например, с одной стороны, автор противопоставляет характеры героинь – гимназистки и ее начальницы. Они ведут разный образ жизни, различны по поведению, стилю общения, манере одеваться. Оля полна самолюбования (например, она гордится своим «легким дыханием»), не стесняется выставлять все напоказ, классная дама являет образец скромности и отстраненности от личного, интимного. С другой стороны, писатель героинь в какой-то мере сопоставляет: и у той, и у другой женщины жизнь не сложилась, была растрачена впустую.

Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия

Пейзаж представляет важнейшую особенность текста. Действие происходит ранней весной, в начале апреля. С одной стороны, свежий, порывистый ветер и голые деревья подчеркивают зловещий образ мрачного безжизненного пространства кладбища, а с другой - просыпающаяся юная природа созвучна возрасту главной героини. Описание пейзажа замыкает текст, поскольку автор его подробно демонстрирует и в начале, и в конце рассказа.

Портрет – еще одна немаловажная достопримечательность новеллы. Автор представляет читательскому вниманию несколько портретов: Оли Мещерской, классной дамы, Алексея Михайловича Малютина и казачьего офицера. Первые два вырисованы художественно тонко, с большим количеством значимых деталей. Автор отмечает «стройные ножки» гимназистки, «коричневое гимназическое платьице», «беззаботное, счастливое, раскрасневшееся лицо», «растрепанные волосы», беззаботно «заголившееся колено». Читатель проникается симпатией к грациозной, женственной, легкой героине, очаровывается ее непосредственностью.

Строгий, безупречный образ начальницы создается с помощью всего нескольких деталей – «ровного пробора» в «молочных гофрированных волосах», а также описания ее «чистого и большого» кабинета с «огромным портретом императора» и «блестящей голландкой».

Образ моложавого пожилого соблазнителя, Алексея Михайловича Малютина, также содержит несколько весомых деталей: он «очень красив и всегда хорошо одет», надушен «английским» парфюмом, и глаза «совсем молодые, черные», а бородка изящно поделена «на две длинные части и совершенно серебряная». Читателю становится понятно, во-первых, что из себя представляет ухоженный немолодой франт: очевидно, он тщательно следит за собой, потому что любит общество молоденьких женщин и привык покорять женские сердца. Во-вторых, такая портретная характеристика позволяет догадаться, что юная героиня была обольщена и не собиралась сопротивляться, наверняка, она была бы не прочь продолжить отношения. Весь трагизм ситуации состоит не в том, что ее соблазнили, а в том, что после этого бросили.

Портрет офицера дан весьма скупо: известно только, что это был «некрасивый и плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская».

Диалогическая и монологическая речь героев – еще один немаловажный момент. Речь Оли Мещерской отражает ее живую, непосредственную суть: она привыкла говорить, не задумываясь над словами, без взвешивания того, что она произносит. Это придает ей особенную легкость, но одновременно приносит вред. Даже в кабинете начальницы она, так же, не задумываясь, выпаливает о том, что давно уже стала женщиной, чем сражает свою наставницу наповал. Последнее такое признание стоило героине жизни: когда она беспечно и с вызовом заявила своему кавалеру, что он – всего лишь ее очередное временное увлечение, она была им убита.

Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения)

Речевой строй произведения чрезвычайно богат: здесь присутствуют разнообразные типы речи. Авторское описание начинает рассказ, предваряет последующее повествование.

В эпизоде, связанным с дневником героини, представлено рассуждение. Гимназистка поведала о том, как и кем была соблазнена, и почему теперь она не сможет жить прежней жизнью. Это одновременно служит отступлением и необходимым связующим звеном всего рассказа.

В тексте очень много описаний: портреты героев, обстановка, пейзаж. Это, в свою очередь, помогает понять истинную суть героев и прочувствовать весь трагизм ситуации.

Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения

Композиция произведения содержит все необходимые элементы: завязку (описание кладбища в начале), развитие действия (описание истории судьбы героини), кульминацию (сцена признания героини в кабинете начальницы), развязку (убийство гимназистки) и эпилог (сцена посещения кладбища наставницей гимназии). Все образы продуманы, имеют значимые детали и отражают реальную картину.

Место произведения в творчестве писателя

Новелла «Легкое дыхание» была написана Буниным за считанные часы, но заняла достойное место в его наследии. Сам он так же высоко оценивал собственное творение, что подтверждают его дневниковые записи и письма.

Место произведения в истории русской и мировой литературы

Рассказ «Легкое дыхание» Ивана Алексеевича Бунина был чрезвычайно высоко оценен критиками и коллегами по цеху. Константин Георгиевич Паустовский сразу же оценил мастерство Бунина: с его слов, он «до последней прожилки понял», что есть настоящее искусство и вечная мощь русского слова. Писатель Елена Колтоновская восхитилась волшебством ярких красок, которыми обрисована сила рока и глубокий психологизм автора. Поэтессу Галину Кузнецову поразила сила характера главной героини, ее способность держать лицо в самых непростых обстоятельствах. Многие исследователи продолжают восхищаться непревзойденным шедевром Бунина, его умением сочетать краткость и высокую художественность.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Оли Мещерской в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Образ Алексея Малютина в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Образ «легкого дыхания» в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Образ классной дамы в рассказе Бунина «Легкое дыхание»