Образ Оли Мещерской в рассказе Бунина «Легкое дыхание»

Новелла Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание» сочетает в себе удивительную простоту, реалистичность, живость образов, многообразие художественно-изобразительных средств. Все образы героев убедительны и глубоко психологичны. Центральный персонаж – Оля Мещерская – занимает главное место в канве всего рассказа.



Портретная характеристика Оли Мещерской

Портретная характеристика главной героини представлена весьма подробно и тщательно, автор любовно вырисовывает черты юной девушки. Очаровательная улыбка и живые глаза – основная черта, выгодно отличающая гимназистку от ее сверстниц. Стройные ножки, грациозное тело, изящные, плавные черты придают ее облику манящую женственность.

Оля Мещерская ведет себя максимально естественно и непринужденно. Она нисколько не стесняется своего тела, а, наоборот, весьма довольна рано развившимися женскими чертами. Она очень непосредственна и порой ведет себя, как ребенок: носится взапуски с младшеклассницами, выступает заводилой всех школьных игр. Ее не смущает ни «оголившееся колено», ни чернильные пятна на платье, ни «раскрасневшееся лицо» или «растрепавшиеся волосы». Оля беспечна, легка и весела, чем привлекает товарищей по играм гораздо моложе себя.

В то же время, инфантильной ее назвать трудно. Это уже вполне сформировавшаяся девушка и психологически, и внешне. Она любит ощущать себя женщиной: носит женские, «взрослые» прически, выпрашивает у родителей дорогие гребни и модные туфельки. Умеет кокетничать, провокационно улыбаться, любит нравиться и восхищать.

Оля Мещерская искушена по части приемов, как привлечь мужское внимание: она уже начиталась соответствующей литературы и «многое почти наизусть выучила», она знает, что у «настоящей» женщины глаза руки должны быть «длиннее обыкновенного», глаза «черные, кипящие смолой», «правильно округленная икра», «колена цвета раковины», «покатые плечи». Особенно она гордится своим «легким дыханием», которое, если верить книжкам, также должно быть у настоящей соблазнительницы и королевы красоты. По гимназии ходят слухи, что некто гимназист Шеншин собрался покончить с собой из-за неразделенной любви к Оле, а сама она то и дело хвастается подружкам, как много она знает в искусстве нравиться мужчинам, и какими соответствующими достоинствами обладает. Разумеется, все это не могло пройти бесследно мимо ушей классной наставницы, за что гимназистка была вызвана «на ковер». К слову, это был далеко не первый выговор: об этом вскользь упоминается в речи начальницы.

Классной даме приходилось с воспитанницей трудно: она росла в весьма обеспеченной семье, ее баловали намного сверх позволительного. Так, например, дома ее не ругали ни за «взрослые» прически, ни за то, что она в свои годы читает книги не по возрасту: гимназистка спокойна их брала в отцовской библиотеке, потому что они были в зоне доступа. Она цитировала наизусть своим подругам проштудированные ею правила искусства нравиться мужчинам. Ей покупали дорогие туфли и заколки для волос.

Очевидно, строгость в воспитании исходила исключительно от классной дамы и ее коллег, а дома была совершенно другая обстановка. Конечно же, при таких обстоятельствах вряд ли наставница могла рассчитывать на успех, сколько бы нотаций она ни читала.

Цитатная характеристика Оли Мещерской

Многое о героине говорит и ее цитатная характеристика. Первое, что сразу же бросается в глаза – это то, что в речи гимназистки много самолюбования. Так, например, своей любимой подруге, полной, высокой Субботиной, Мещерская с самодовольным видом рассказывает о том, как много она знает в искусстве нравиться мужскому полу, и какими многими женственными качествами она обладает.

Даже в кабинете своей начальницы, куда вызвали Мещерскую на строгий выговор, гимназистка держится с видом самодовольства. Когда наставница замечает, что «взрослые» прически гимназисткам не положены, Мещерская с вызовом отвечает: «Я не виновата, madame, что у меня хорошие волосы». При этом она «чуть тронула обеими руками свою красиво убранную голову», что также свидетельствует о том, что даже в такой стрессовой ситуации гимназистка чувствовала в себе силу привлекательности и любовалась собой.

Мещерская даже в сцене признания говорит начальнице в том, что она стала женщиной, с некоторой гордостью и самодовольством: «Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина».

В дневниковых записях гимназистка предстает в несколько ином свете: ей уже незачем надевать маску всеведущей соблазнительницы и кокетки, здесь она находится наедине с собой. В этих строках много искренности, простоты, детского восторга и душевной боли одновременно, нежных, трепетных признаний. Читатель убеждается, что это – наивная девочка, ребенок, рискующий попасть в беду из-за своей неосторожности. Поначалу ее кокетство не свидетельствовало об испорченности, оно было инструментом в неопытных, неумелых детских руках.

Самое страшное случилось потом, после всего пережитого, когда новоиспеченная женщина заявляет: «…я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход...» Таким образом, гимназистка в глубине души осознает себя «испорченной», не достойной приличного общества, она решает пуститься во все тяжкие, начинает гулять с мужчинами и не скрывает этого.

Взаимоотношения Оли Мещерской с другими героями произведения

В канве рассказа Оля Мещерская взаимодействует со всеми героями произведения: со своей классной наставницей, с Малютиным, с подругами, с несостоявшимся женихом – офицером. С кем бы она ни общалась, в диалогах с ними ощущается ее самодовольство, чувство превосходства вперемешку с детской наивностью и непосредственностью.

Впрочем, различия тоже есть. В общении с наставницей все же присутствует почтительность (несмотря на некоторую провокационность), уважение к статусу начальницы. С «любимой подругой Субботиной» Мещерская ведет себя даже несколько надменно: это хорошо чувствуется в эпизоде, когда она читает ей лекцию об эталоне женской красоты и с удовольствием отмечает в себе признаки «настоящей» женственности. Очевидно, в этот момент Мещерская сравнивает себя с «полной, высокой» Субботиной и с удовольствием отмечает себя на ее фоне как более привлекательную.

С младшеклассницами Мещерская ощущает себя на равных: видимо, здесь сказывается некоторая инфантильность героини. Но и здесь гимназистка все же чувствует свое превосходство: в общении с малышами она выглядит гораздо умнее, развитие и всегда выступает заводилой всех их детских игр.

В кратковременном общении с Алексеем Малютиным Оля Мещерская ощутила себя «настоящей» женщиной: будучи искушенным по части соблазнения, он с удовольствием поощрял ее кокетство, «вел себя кавалером» и дал понять, что видит в ней женщину. Конечно же, юной девочке это весьма польстило: ведь взрослым мужчиной были замечены ее труды по взращиванию «настоящих» женских качеств! Это, в свою очередь, дало мощный толчок к дальнейшему развитию событий, в результате чего героиня потеряла свою «невинность».

Наконец, в общении с офицером «плебейского вида» Мещерская себя вела развязно, косвенно и прямо давая ему понять, что он ей вовсе не пара. Ей безумно льстило, что этот офицеришка рад ее вниманию в любом проявлении, она даже заявила, что согласна стать его женой. Это было сделано для того, чтобы усладить свое раненое самолюбие (Малютин ее недавно бросил!) и увидеть щенячий восторг в глазах офицера (еще бы, красавица и по статусу выше его!). Но этого было ей мало, и она с присущей развязностью заявила, что «она и не думала никогда любить его, что все эти разговоры о браке — одно ее издевательство над ним», и, вдобавок, «дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине». Разумеется, терпение несчастного лопнуло, и героиня поплатилась за такую дерзость собственной жизнью.


Эволюция Оли Мещерской в процессе развития сюжета

На протяжении сюжета новеллы образ Оли Мещерской эволюционирует: происходит градация ее ведущих черт. Еще в самом начале повествования, при всей наивности, детской непосредственности и чистоте читатель замечает некоторую самовлюбленность главной героини: так, например, она любит самоутверждаться в кругу младших, чувствуя при этом себя заводилой, лидером группы.

Гимназистка в восторге от женских причесок, модных туфель, дорогих вещей, ей нравится восхищать, привлекать к себе внимание. Она штудирует руководства по соблазнению и с удовольствием делится своими познаниями со сверстницами, опять-таки, чувствуя при этом себя особенной, «посвященной» в нечто такое, что недоступно другим.

В кабинете классной наставницы Мещерская не испытывает стыда, не раскаивается в своем поведении, а, наоборот, держится хоть и простодушно, но с некоторым вызовом: похоже, ей льстит, что начальница пребывает от нее в шоке. Складывается парадоксальная ситуация: от разговора с подопечной краснеет сама классная дама, но не ее воспитанница. Желая усилить эффект, гимназистка сознается, что давно утратила невинность с братом классной наставницы, очевидно, ее самолюбие задели слова о том, что она «еще не женщина», а «пока только гимназистка…»

Таким образом, можно увидеть, как образ Мещерской эволюционирует: в ней все больше раскрываются черты самолюбования и превосходства, желание повергнуть собеседника в шок, обратить внимание на себя любыми способами.

Далее, по ходу текста, все эти черты эволюционируют до гротеска. После того, как Мещерская переживает кратковременную связь с Малютиным, она совершенно «слетает с катушек». «Теперь мне один выход», - пишет она в своих дневниковых заметках и предается разгульному образу жизни. Сейчас она совершенно ни от кого не скрывается, о ее поведении в курсе вся гимназия и не только. Она соглашается стать женой казачьего офицера, статусом намного ниже себя, только затем, чтобы потом с издевкой бросить ему в лицо, что это была глупая шутка.

Таким образом, Мещерская вновь получает порцию повышенного внимания, насыщает свое эго и льет бальзам на раненое самолюбие после несостоявшегося романа с Малютиным. Желая поглумиться над незадачливым женихом, она с удовольствием доказывает правдивость своих слов – показывает ему «ту страничку дневника, где говорилось о Малютине».

Прототипы Оли Мещерской

Если рассматривать Олю Мещерскую в качестве пострадавшей, то одним из наиболее ярких прототипов можно назвать Бэлу из романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Обе девушки были соблазнены и впоследствии убиты, они не видели настоящей любви и умерли в ранней юности.

Лиза из повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» также является прототипом Оли Мещерской: она тоже была соблазнена легкомысленным юношей, а потом погибла.

Определение типического и индивидуального в образе Оли Мещерской

Типическое в образе гимназистки представлено весьма ярко: девушку соблазнили, воспользовавшись ее юностью и красотой. Как это нередко случалось, несчастная погибла, так и не испытав счастья и настоящей любви.

Также в рассказе много индивидуального. Мещерскую, в отличие от ее множественных прототипов, невозможно назвать абсолютно невинной, поскольку она во многом сама спровоцировала неблагоприятный исход. Ее постоянная жажда внимания и ощущения превосходства над другими сыграли с ней злую шутку: при всей ее живости, жизнелюбии она была слишком эгоистична и самовлюбленна. Возможно, если бы она сумела избавиться от таких качеств и не искушала дальше судьбу, то осталась бы жива.

Авторское отношение к Оле Мещерской

Авторское отношение к героине весьма лояльное: очевидно, писатель восхищен живостью образа юной гимназистки. Он с наслаждением описывает ее внутреннюю легкость, умение наслаждаться собой и принимать свои особенности. Он подчеркивает, что в этом заключается особенная женственность, которая вызывает восторг у мужского пола.

Видимо, это связано с тем, что на свете так мало женщин, любящих себя и принимающих свою внешность: нередко женщины сами отталкивают от себя мужчин, доводя их постоянными жалобами по поводу своего облика. Конечно же, он не призывает женщин во всем поступать так, как делала это главная героиня, достаточно лишь попробовать принимать свое естество и научиться наслаждаться жизнью.

Мое отношение к Оле Мещерской

Мое отношение к главной героине неоднозначно. С одной стороны, становится жаль эту наивную, недальновидную девчонку, так бездумно распорядившуюся собственной судьбой. Она была слишком юна и неопытна, чтобы осознать последствия своих поступков.

С другой стороны, оправдать поведение Мещерской полностью тоже невозможно: она никак не могла остановиться и поощряла свои недостатки. Гимназистка считала себя выше сверстниц, не считала нужным прислушиваться к доводам классной дамы, человека умнее, образованнее себя и выше по статусу. Она не внимала советам родителей: вряд ли они воспитывали дочь так, как она себя подавала в обществе. Мещерская считала саму себе хозяйкой, и это повлекло весьма трагические последствия.

Вывод

Оля Мещерская – главный, центральный персонаж новеллы. Эта героиня полностью раскрывает писательский замысел заставить читателей задуматься и извлечь необходимые уроки жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Алексея Малютина в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Образ «легкого дыхания» в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Образ классной дамы в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Анализ рассказа Бунина «Легкое дыхание»