Образ «легкого дыхания» в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание» пронизан легкостью, особенной аурой невесомости и чистоты. Здесь «легкость» выступает сразу на многих уровнях: лексическом, эмоционально-интуитивном, смысловом, архетипическом.
Самое очевидное – это то, что слово «легкое» используется автором не единожды: он подчеркивает, что главная героиня обладала «легким дыханием», которым невероятно гордилась. Эта особенность, по мнению девушки, была одним из важнейших критериев женственности и красоты, так же, как «черные смоляные глаза» и руки «длиннее обыкновенного». Если провести лексическую параллель со всем текстом, то можно вспомнить, что сама героиня, Оля Мещерская, была невероятно легкомысленна. Она была легка, игрива, шаловлива и не особенно задумывалась над своим поведением.
Если рассматривать рассказ на эмоционально-интуитивном уровне, то можно прочувствовать образ «легкого дыхания» и отметить сразу несколько параллелей. Действие читатель застает весной, в апреле – тогда, когда гуляет свежий, порывистый ветер, природа оживлена и наполнена легкостью. В характере Оли присутствовала детская непосредственность и легкость, ее фигурка была грациозна и легка на подъем. Читатель интуитивно воспринимает этот образ невесомости как нечто светлое, простое, жизнерадостное, не стыкующееся со смертью.
Образ легкости традиционно ассоциируется с ранней весной, аналогично, как и образ юной девушки. Оле чуть больше пятнадцати лет, она свежа, очаровательна. Именно сейчас она подвержена многим соблазнам сурового мира, очень уязвима. Примечательно, что девчушки из младших классов любили гимназистку и звали ее с ними поиграть: по характеру она была как ребенок.
Оля нимало не задумывается и простодушно признается классной даме в том, что она давно стала женщиной. Седая старая дева буквально сгорает от стыда, когда пытается донести до воспитанницы, что та носит слишком «женские» прически и уже одевается как взрослая мадам. Она и подумать не могла, что гимназистка сделает подобные признания.
Оля поплатилась своей наивностью, легко доверившись другу отца и, как оказалось, брату своей классной дамы. Ее сломали: из непорочной, чистой девушки она превратилась в бесстыдную девицу, ведь теперь терять ей было уже нечего. Легкость характера и жизнелюбие сменилось ненавистью к своему соблазнителю, а доверчивость – презрением в адрес всех мужчин. Она легко согласилась на брак с первым попавшимся казачьим офицером «плебейского вида», а потом так же легко унизила его своим признанием о том, что она уже не девушка. Жизнь ее оборвалась вмиг – оскорбленный жених не смог стерпеть подобного отношения.
Даже после кончины фарфоровый медальон на кресте лучится: кажется, как будто бы девушка с фотографии смотрит задорными, веселыми глазами. Жизнь Оли Мещерской была очень коротка и легко оборвалась трагическим образом. Наверное, ее душа унеслась в бесконечное пространство, где нет боли, забот и тревог, где легко и спокойно.