Образ Алексея Малютина в рассказе Бунина «Легкое дыхание»

Новелла Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание» сочетает в себе краткость и образность, яркость красок и реалистичность. Все образы героев живы, правдивы и глубоко психологически выверены. Одним из таких образов является образ Алексея Михайловича Малютина, пятидесятишестилетнего моложавого человека. Этот персонаж сыграл чрезвычайную роль в судьбе главной героини, гимназистки Оли Мещерской.



Портретная характеристика Алексея Малютина

Портретная характеристика Алексея Малютина насыщена весомыми деталями, которые, в свою очередь, помогают донести до читателя сразу несколько важных фактов. Это очень привлекательный и ухоженный господин, он «очень красив и всегда хорошо одет», надушен «английским» парфюмом, и глаза «совсем молодые, черные», а бородка изящно поделена «на две длинные части и совершенно серебряная». Очевидно, этот денди привык пользоваться вниманием хорошеньких женщин, и Оля Мещерская – всего лишь очередной его трофей, а не любовь всей жизни. Безупречные, вышколенные манеры, очевидно, были предметом его самолюбования.

Его речь дополняет образ коварного соблазнителя: она вкрадчивая, ласковая, неторопливая. Малютин обладает неплохим актерским мастерством и держит себя «кавалером», много шутит, ведет себя непринужденно, пользуясь обстоятельствами в свою пользу. Он якобы безумно сожалеет о том, что не застал дома отца Мещерской, тогда как на самом деле был втайне этому рад.

Прекрасно зная, юную девушку легче всего привлечь чем-то необычным, он напускает на себя туман романической таинственности, проводя аналогию их связи с четой Фауста и Маргариты. Таким образом, он провозглашает себя необыкновенной, незаурядной личностью, не от мира сего. Себя он отождествляет с Фаустом – безумным фанатиком, заключившим сделку с дьяволом и преданно служившим одной идее. Фауст был ученым, он хотел получать знания и испытывать как можно больше мирских наслаждений. Малютин обладал знаниями, как покорять женский пол и всю жизнь предавался земным удовольствиям. Идеей всей его жизни было соблазнять женщин, он грешен и пропащий в этом смысле. Можно сказать, он также продал душу дьяволу, ведь его образ жизни противоречил поведению добропорядочного христианина.

Таким образом, упоминая о Фаусте, он как бы сразу намекает на некоторую фатальность его образа и исход их связи в будущем. Он воплощает зло, обернутое в красивую упаковку.

Тот факт, что этот господин был чрезвычайно ухожен и «приехал на паре своих вяток» косвенно свидетельствует о высоком его статусе. При этом в свои пятьдесят шесть лет он не был еще женат – еще один факт, что семья ему была не нужна, он предпочитал необременительные кратковременные связи.

Цитатная характеристика Алексея Малютина

Образ рокового красавца-соблазнителя искусно дополняет цитатная характеристика. Несмотря на то, что в тексте нет прямых цитат, косвенная речь великолепно характеризует этого персонажа. Он «много шутит», старается понравиться и пустить пыль в глаза, как бы в шутку признается в давнишней любви главной героине. Это, с его стороны, был весьма хитрый ход. Если бы Мещерская ему не поверила и все пропустила мимо ушей, он никак бы себя не скомпрометировал: ведь это была всего лишь шутка! Но, будучи искушенным в мире страстей и женской психологии, Малютин знал, что эта шутка оставит след в сердце наивной девушки, в итоге, она наверняка ему поверит, и так оно и вышло.

Он также много нарочито сожалеет о том, что не застал дома отца девушки, к которому прибыл по делу, усыпляя тем самым ее бдительность и формируя в ее сознании о себе образ добропорядочного и хорошего господина.

Взаимоотношения Алексея Малютина с другими героями произведения

В канве рассказа Малютин взаимодействует только с главной героиней: об этом читатель узнает из ее личного дневника. Но это взаимодействие стало для гимназистки фатальным: после свершившегося она была покинута и нравственно сломлена. Ей уже было нечего терять, так как она потеряла самое главное.

Действие происходит в девятнадцатом веке – тогда, когда потеря девической «чести» приравнивалась к обречению себя на верную гибель. Вряд ли ей после всего пережитого судьба преподнесла бы достойного, равного по статусу молодого человека, наверняка, после женитьбы на ней он бы ее бросил. При этом общество его бы оправдало, а вот на героиню наложило бы печать гулящей женщины. Подобные случаи были нередки: «порочным» девицам, имеющим связь до замужества, приличные семьи отказывали от дома, их никто не хотел брать замуж, порой даже родители отказывались от них. Именно по этой причине Мещерская скрывает это от родителей (в тексте ничего не говорится об ее признании матери и отцу), и выбирает разгульную, беззаботную жизнь. Она встречается с молодыми людьми, не заботясь о том, что про нее скажут другие.


Эволюция Алексея Малютина в процессе развития сюжета

Герой произведения, Алексей Михайлович Малютин, появляется в сюжете как бы нечаянно, вскользь, на станицах дневника Оли Мещерской. Несмотря на то, что далее его образ никак не раскрывается, можно с уверенностью предположить, что в будущем он останется таким же. Это испорченный человек, привыкший жить для себя и собственных удовольствий. Можно не сомневаться в том, что, узнав о гибели Оли, он применит все свое обаяние и силу актерского мастерства, будет с пафосом и самолюбованием утешать несчастных родителей. Конечно же, он ни за что не признает себя виновным, а, наоборот, станет разделять восклицания в обществе о том, как же могла так низко упасть бывшая умница и красавица.

Прототипы Алексея Малютина

Один из наиболее ярких прототипов Алексея Малютина – Дон Жуан. Этот человек стал героем нарицательным, сила его обаяния и успех у женщин огромны.

Евгений Онегин из поэмы Александра Сергеевича Пушкина также подходит под это описание. «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь…» Несмотря на то, что в поэме отсутствует детальное описание соблазнения, аналогичное бунинской сцене, можно предположить, что подобные поступки были в любовной копилке главного героя. Ветреный, самовлюбленный, состоятельный, тратящий часы на собственную внешность Евгений Онегин любил добиваться расположения хорошеньких женщин, а потом их покидать.

И Онегин, и Малютин любили шутить, быть в центре внимания: тот факт, что женщины смеются над их шутками, уже гарантировал половину успеха. При этом они не были особенно веселы по своей натуре, их веселость представляла инструмент их соблазнения.

Григорий Александрович Печорин из романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» приносил женщинам лишь беды. Судьба шестнадцатилетней прелестной черкешенки Бэлы весьма напоминает участь Оли Мещерской: будучи соблазненной, она не могла бы вернуться в стены отчего дома. Это бы был позор, смыть который можно бы было только кровью. Девушка быстро надоела Печорину, но бросить он ее не успел. Ее, как и Мещерскую, убили.

Еще одна параллель образа Малютина с образом Печорина заключается в том, что Печорин также взращивал в себе поволоку некоей фатальности, романтической загадки. Это признание чрезвычайно интриговало женщин, раззадоривало их воображение. Они начинали много думать над однажды оброненными словами и попадались в сети хитрого казановы.

Судьба соблазненной героини, крестьянки Лизы, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» складывается не менее трагически. Она поверила якобы влюбленному в нее молодому дворянину Эрасту, который также был весьма ветреным и любвеобильным. После всех заверений в пламенной любви он ее бросает, женившись на пожилой богатой вдове. Брошенной Лизе не остается ничего другого, как свести счеты с жизнью, утопившись в заброшенном пруду.

Пожилой Малютин, как и юный Эраст, отличался непостоянством и не думал о последствиях. Он не созрел внутренне, не набрался мудрости, не научился ответственности.

Таким образом, всех вышеупомянутых героев отличает ветреность, эгоизм, внешняя привлекательность, состоятельность. Все они привыкли думать только о себе и своих кратковременных удовольствиях, рассматривая женщину как инструмент к достижению этих удовольствий. Они не умели любить, им всего было мало. Можно сказать, что они, в некотором роде, продали душу дьяволу, разменяв истинное счастье на увлечения и сиюминутную страсть.

Определение типического и индивидуального в образе Алексея Малютина

Типическое в образе Алексея Малютина представлено весьма ярко: это характерный «Дон Жуан», соблазнитель, покоритель женских сердец, поборник страсти. Его поведение типично: применив всю силу обаяния перед очередной красоткой и вдоволь налюбовавшись самим собой, он начинает скучать и бросает женщину. Женщина здесь – всего лишь инструмент, ее влюбленными глазами он смотрит на самого себя и восхищается собой же. Затем покоренный объект его больше не интересует, и он начинает искать следующий.

Индивидуальное здесь представлено весьма скупо, но оно все же присутствует. Так, например, читатель узнает о возрасте героя, в отличие от многих прототипов, он вовсе не молод: ему уже пятьдесят шесть лет, но он продолжает разменивать свою жизнь на сиюминутные увлечения.

Малютин немного цинично романтизирует собственный образ, проводя аналогию с образом литературного героя – Фаустом, в этом заключается еще одна бунинская особенность.

Он дружит с отцом соблазненной девушки, что тоже нечасто встречается в произведениях с аналогичным сюжетом. Наконец, он является братом ее классной наставницы, что тоже – индивидуальная деталь.

Авторское отношение к Алексею Малютину

Авторское отношение к герою скорее, нейтральное, чем просто негативное: в тексте не присутствует прямая оценка поведения героя. Связано это с тем, что этот персонаж, как ни парадоксально, не имеет какого-то особенного значения в тексте, это больше следствие беспечного поведения главной героини. Такие люди, как Малютин, существовали всегда и всегда будут, но не все девушки попадаются на их уловки. Если б не попался Малютин, был бы другой, сыграющий роль соблазнителя в судьбе Мещерской, поскольку она изначально демонстрировала поведение, притягивающее таких людей.

Мое отношение к Алексею Малютину

Мое отношение к Малютину как читателя исключительно негативное. Будучи взрослым, прожившим жизнь человеком, а не ветреным семнадцатилетним юнцом, он вполне бы мог совладать со своими инстинктами и не портить жизнь девушке. Положение усугубляется еще и тем, что она была дочерью его соседа и давнишнего друга, у которого он нередко бывал и пользовался гостеприимностью его семейства.

Он знал, что девушка непорочна, что она из приличной семьи и ей прочится хорошее будущее. Но он не счел нужным принять во внимание эти факты, его эгоизм был превыше всего. Он действовал весьма цинично, с хитростью и привычным коварством, как будто бы его с этой семьей ничего ранее не связывало. Не остановило его и то, что она была воспитанницей его родной сестры.

Таким образом, можно предположить, что этот человек глубоко испорчен, крайне себялюбив и эгоистичен. Он не способен любить, дружить, испытывать глубокую привязанность.

Вывод

Таким образом, значение этого персонажа в произведении достаточно весомо: он сыграл роковую роль в судьбе главной героини. Очевидно, автор специально выбрал на эту роль не первого попавшегося забулдыгу, а с виду вполне приличного господина, друга их семьи, чтобы подчеркнуть весь трагизм случившегося.

Писатель как бы наставляет других девушек не быть слишком наивными и доверчивыми, не открываться даже хорошо знакомым людям. Умение сочетать в себе живость и женственность, непосредственность и разумную открытость, но при этом не быть слишком наивными – истинное мастерство, к которому как бы призывает автор своих читательниц. Он преподносит своего рода урок.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Оли Мещерской в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Образ «легкого дыхания» в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Образ классной дамы в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Анализ рассказа Бунина «Легкое дыхание»