Образ классной дамы в рассказе Бунина «Легкое дыхание»


Классная дама – моложавая старая дева, с молочно-белыми волосами, аккуратно гофрированными и собранными в элегантную прическу. Это очень строгая немолодая особа, с классическим образованием и безупречными благородными манерами. Все, с ней связанное, свидетельствует об ее аккуратности, холодном величии и спокойствии. Большой чистый кабинет, блестящая печь-голландка, свежие белоснежные ландыши с тонким ароматом дополняют этот безупречный образ. Царский портрет весь рост над ее письменным столом служит символом власти, величия, педантичности и преданности своему делу. Все, что связано с этой дамой - блистательно.

Также необходимо отметить речь классной дамы и то, как она ведет себя в диалоге с воспитанницей. Несмотря на то, что начальнице в который раз предстоит провести очередную беседу, она не теряет самообладания и чувства собственного достоинства. Она «выжидательно» молчит, очевидно, ожидая от гимназистки слов раскаяния в своем непристойном поведении. Не услышав ничего подобного, дама вскользь замечает, что не намерена вести долгие бесполезные проповеди, давая тем самым понять, что унижаться не собирается. Впрочем, она все же делает некоторые замечания, не особенно надеясь на положительный результат. Начальница постоянно держит дистанцию, обращается на «вы», четко следуя Уставу. Как оказалось, это лишь внешняя оболочка этой женщины, а настоящую, искреннюю суть ее читатель постигает в конце рассказа.


Старая дева оказывается живой, понимающей, умеющей жертвовать и любить. «Немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь» - так отзывается о своей героине автор. Она так и не создала собственной семьи, посвящая свою жизнь другим людям. Эти жертвы не столько были необходимы в реальности, сколько были нужны ей самой, они поддерживали все ее существование. Эта дама жила фантазиями, убеждая себя, что кладет на алтарь свою судьбу ради благополучия дорогих ей людей.

Сначала она вкладывала всю свою душу в своего брата, ничем не примечательного прапорщика, искренне надеясь, что он добьется блестящей карьеры. Когда его убили, она бросила все силы в работу, занимаясь лишь служебными обязанностями. Вот почему ей было необходимо постоянно пребывать в образе строгой, безупречной начальницы – чтобы быть примером для других и держать дисциплину. Пока Оля была жива, классная дама воспринимала ее как очередную нерадивую ученицу, неприглядное явление их учебного заведения. Но как только Мещерская погибла, сразу же все изменилось. Теперь ее образ стал для начальницы «предметом ее неотступных дум и чувств». Она постоянно посещала ее могилу, много времени проводила в мысленных диалогах с покойной, бережно чтя ее память. Читатель увидел в монументальном образе этой дамы чуткость, способность сопереживать и понял, до какой степени она сама несчастна. Ей некуда было вложить свои нерастраченные теплые чувства, и она жила такими фантазиями. Оля Мещерская стала теперь смыслом ее жизни, мысли о ней – постоянным времяпровождением.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Оли Мещерской в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Образ Алексея Малютина в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Образ «легкого дыхания» в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Анализ рассказа Бунина «Легкое дыхание»