Белинский о повести Гоголя «Портрет»
Гоголевская повесть «Портрет» сразу после выхода в свет стала получать различные критические отзывы. Свое мнение высказал и знаменитый критик Виссарион Григорьевич Белинский. В датированной 1835 годом статье «О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород»)» критик высказывает свое мнение относительно всех повестей из этих двух сборников. О «Портрете» сказано сравнительно немного, буквально несколько абзацев.
Виссарион Григорьевич утверждает, что повесть – «неудачная попытка в фантастическом роде».
Критик довольно положительно отзывается о 1-ой части, говоря о том, что без увлечения ее читать нельзя. Он отмечает интерес к таинственности портрета. Кроме того, считает 1-ую часть удачной В.Г. Белинский и по причине того, что в ней много юмористических картин, свойственных перу Н. В. Гоголя.
Но если 1-ой части, по мнению критика, невозможно «отказать в достоинстве», то 2-ая часть «решительно ничего не стоит». Виссарион Григорьевич утверждает, что в данной части «совсем не видно г. Гоголя». Критик, выражая свое отношение ко 2-ой части повести, говорит о том, что там работал только ум, фантазии же там нет. По мнению автора критической статьи, 2-ая часть – «явная приделка».
В.Г. Белинский соглашается с позицией С.П. Шевырева, заключенной в том, что «ужасное не должно быть подробно», иначе «ужасное переходит просто в уродливое». Критик приходит к следующему выводу: Н.В. Гоголю «фантастическое как-то не совсем дается».
В.Г. Белинский высказывает свое мнение о том, что несмотря на то что гоголевский талант в «Портрете» «падает», автор талантлив даже «в самом падении».
Критические замечания В.Г. Белинского не остались без внимания Н.В. Гоголя. Писатель полностью переделал повесть, оставив от первой редакции только «канву».
Еще до выхода 2-ой редакции критик в датированной 1836 годом статье «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» говорил о том, что гоголевские повести «смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете». Критик перечисляет повести, куда относится и «Портрет», в которых сливаются воедино и смешное, и серьезное, и грустное, и прекрасное, и высокое. В.Г. Белинский утверждает, что комизм не является главной особенностью таланта Н.В. Гоголя, что писатель изображает явления «не карикатурно, а истинно». Гоголевский талант же, по мнению критика, заключен в «удивительной верности изображения жизни в ее неуловимо-разнообразных проявлениях».
После выхода в свет 2-ой редакции повести Виссарион Григорьевич дал измененному произведению довольно двойственную оценку. Он отметил, что 1-ая часть стала намного лучше, но 2-ая часть все же «невыносимо дурна». Критик был уверен в том, что мысль повести нужно было раскрыть «в современном духе». В.Г. Белинский утверждает, что продемонстрировать талантливого художника, самостоятельно погубившего свой талант, нужно было без использования фантастических элементов, изображая реальную действительность.