Белинский о повести Гоголя «Портрет»


Гоголевская повесть «Портрет» сразу после выхода в свет стала получать различные критические отзывы. Свое мнение высказал и знаменитый критик Виссарион Григорьевич Белинский. В датированной 1835 годом статье «О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород»)» критик высказывает свое мнение относительно всех повестей из этих двух сборников. О «Портрете» сказано сравнительно немного, буквально несколько абзацев.

Виссарион Григорьевич утверждает, что повесть – «неудачная попытка в фантастическом роде».

Критик довольно положительно отзывается о 1-ой части, говоря о том, что без увлечения ее читать нельзя. Он отмечает интерес к таинственности портрета. Кроме того, считает 1-ую часть удачной В.Г. Белинский и по причине того, что в ней много юмористических картин, свойственных перу Н. В. Гоголя.

Но если 1-ой части, по мнению критика, невозможно «отказать в достоинстве», то 2-ая часть «решительно ничего не стоит». Виссарион Григорьевич утверждает, что в данной части «совсем не видно г. Гоголя». Критик, выражая свое отношение ко 2-ой части повести, говорит о том, что там работал только ум, фантазии же там нет. По мнению автора критической статьи, 2-ая часть – «явная приделка».


В.Г. Белинский соглашается с позицией С.П. Шевырева, заключенной в том, что «ужасное не должно быть подробно», иначе «ужасное переходит просто в уродливое». Критик приходит к следующему выводу: Н.В. Гоголю «фантастическое как-то не совсем дается».

В.Г. Белинский высказывает свое мнение о том, что несмотря на то что гоголевский талант в «Портрете» «падает», автор талантлив даже «в самом падении».

Критические замечания В.Г. Белинского не остались без внимания Н.В. Гоголя. Писатель полностью переделал повесть, оставив от первой редакции только «канву».

Еще до выхода 2-ой редакции критик в датированной 1836 годом статье «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» говорил о том, что гоголевские повести «смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете». Критик перечисляет повести, куда относится и «Портрет», в которых сливаются воедино и смешное, и серьезное, и грустное, и прекрасное, и высокое. В.Г. Белинский утверждает, что комизм не является главной особенностью таланта Н.В. Гоголя, что писатель изображает явления «не карикатурно, а истинно». Гоголевский талант же, по мнению критика, заключен в «удивительной верности изображения жизни в ее неуловимо-разнообразных проявлениях».

После выхода в свет 2-ой редакции повести Виссарион Григорьевич дал измененному произведению довольно двойственную оценку. Он отметил, что 1-ая часть стала намного лучше, но 2-ая часть все же «невыносимо дурна». Критик был уверен в том, что мысль повести нужно было раскрыть «в современном духе». В.Г. Белинский утверждает, что продемонстрировать талантливого художника, самостоятельно погубившего свой талант, нужно было без использования фантастических элементов, изображая реальную действительность.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чем заключается смысл названия повести Гоголя «Портрет»?
  • Тема искусства и художественного творчества в повести Гоголя «Портрет»
  • Проблема противостояния ремесла и искусства в повести Гоголя «Портрет»
  • «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» (по повести Гоголя «Портрет»)