«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» (по повести Гоголя «Портрет»)


В повести «Портрет» Н.В. Гоголь рассуждает об искусстве и таланте, поднимая проблему истинного призвания художника. С помощью слов художника, очистившего душу после создания портрета ростовщика с «дьявольской силой», автор выражает важную мысль: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Отец художника Б., создавший портрет ростовщика, не понаслышке знает о темной стороне искусства. Создав портрет ростовщика, который при жизни обладал некой сверхъестественной силой, герой послужил самому дьяволу. Осознав, что «кисть его послужила дьявольским орудием», художник решил очистить свою душу, на время отказавшись от создания картин, считая, что он «недостоин взяться за кисть, что она осквернена». Только тогда, когда художник осознал, что душа его чиста, он вновь стал творить, будучи уверенным в том, что его кистью управляла «святая, высшая сила».


С помощью образа художника, создавшего портрет ростовщика, который смог сохранить свой талант, а также душевную чистоту, Н.В. Гоголь высказывает свою позицию: человек настоящего искусства должен находиться на стороне добра. Художник, имеющий возможность одарить человека бессмертием, не должен пользоваться своей возможностью ради представителей зла, а чтобы отличить представителей зла от представителей добра художник сам должен быть «чище всех душою». Истинное призвание художника и любого творца – создавать добро, а не выполнять задания зла, как это делал Чартков. В повести показано, что работы Чарткова, которому не удалось сохранить чистоту души, который подался искушениям самого дьявола, перестали быть искусством. Это становится подтверждением мысли о том, что развивать талант может только тот, у кого чистая душа.

Композиция повести выполняет важную идейно-смысловую функцию. История жизни Чарткова неслучайно идет перед историей жизни художника, создавшего портрет ростовщика. Н.В. Гоголь наглядно продемонстрировал, что будет, если человек, занимающийся творчеством, подастся искушения дьявола. После покупки портрета и обретения материального богатства и славы Чартков, став «модным живописцем» и создавая однотипные «портретики за деньги», ничего не сделал для искусства. В повести показано, что талант, соединившись со злом, наносит колоссальные разрушения собственной личности и окружающим людям. Уже знающий историю жизни Чарткова читатель, знакомясь с историей жизни отца художника Б., убеждается в справедливости высказываний художника относительно искусства и личности творца. Создать истинные произведения искусства могут только бескорыстные люди с чистой душой, которые не идут на поводу у окружающих людей, а творят оригинально, отдавая творчеству всего себя и не подаваясь никаким искушениям.

Н.В. Гоголь, показав двух художников, оказавшихся в схожих ситуациях, но выбравших противоположные пути, демонстрирует, что каждый человек выбирает собственный путь. Однако на художнике и на творце в целом лежит большая ответственность, ведь он не только делает выбор, который сказывается на его собственной жизни, но и дает другим людям представления о мире. Автор повести уверен, что творец должен нести в мир только добро, свет и гармонию. Н.В. Гоголь выражает мысль о том, что творец выполняет божественное предназначение, которое заключается в том, чтобы исцелять душу людей с помощью созданных произведений искусства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чем заключается смысл названия повести Гоголя «Портрет»?
  • Тема искусства и художественного творчества в повести Гоголя «Портрет»
  • Проблема противостояния ремесла и искусства в повести Гоголя «Портрет»
  • Белинский о повести Гоголя «Портрет»