Чему учит рассказ Искандера «13 подвиг Геракла»?


Фазиль Искандер — это писатель, который писал юмористические рассказы поучительного характера. В ироничном тоне он раскрывал многие важные жизненные проблемы и учил находить пути их решения.

И ребенок, и взрослый сможет найти в рассказе для себя что-то полезное. Учителя могут научиться у Харлампия Диогеновича мудрости и его воспитательному методу — высмеивать учеников, которые поступали не по совести. Он относился ко всем одинаково, не выделяя «любимчиков». Еще его уроки отличали дисциплина и ответственность. Дети понимали, что нужно стремиться к знаниям самостоятельно. А если кто-то начинал списывать, например Шурик Авдеенко, сразу же подвергался смеху класса. И ученик превращался в черного лебедя, который может свернуть себе шею. После такого даже заядлый двоечник будет стараться учиться сам, без помощи отличников.

Школьников это произведение учит быть смелыми и ответственными, не бояться быть смешным и уметь отвечать за свои поступки. Так, главный герой, пятиклассник, спустя годы рассказывает о том, как с ним приключилась поучительная история. Однажды он не смог решить задачу, которую нужно был решить дома. Придя на урок неподготовленным, мальчик старается избежать двойки. Для этого он использует нечестные методы — ложь и хитрость. Обманув врача и медсестру, он приводит их в класс, чтобы сделать прививки и сорвать урок математики. При этом пятиклассник думает, что совершает подвиг, спасая одноклассников от плохих оценок.

Но обмануть мудрого учителя у «бесстрашного малярика» не получилось. Харлампий Диогенович сразу же догадался о нечестном поступке ученика и не мог оставить это безнаказанным. Таким образом, рассказ учит, что справедливость всегда восторжествует.


В словах учителя заложена главная истина. Геракл совершал свои подвиги, потому что был смелым, а пятиклассник совершил поступок потому, что был трусливым. Малярик боялся признаться в том, что не выполнил домашнюю работу, боялся получить плохую оценку, боялся быть высмеянным. Учителю нужно было дать урок этому мальчику, чтобы в дальнейшем научить его смелости.

Некоторые эпизоды учат многим, казалось бы, простым вещам. Например, не бояться уколов. Адольф Комаров испытывает огромный страх перед прививкой. Он в полуобморочном состоянии все-таки подставляет спину и спокойно возвращается на место. Поэтому быть похожим на этого ученика никто не хочет. Лучше побороть свой страх, чем вызывать смех окружающих.

Главное, чему учит это произведение — спокойно воспринимать критику в свой адрес, уметь шутить и сохранять чувство собственного достоинства. Нужно искоренять в себе такие качества, как лень, трусость, безответственность, эгоизм и ложь. Для этого необходимо понимать их суть и уметь отличать фальшь от реальности.

Нужно понимать, что закалять лукавые души следует с детства, потому что потом может быть поздно. Пока в ребенке формируется сознание, можно искоренить у него вредные привычки и воспитать в нем высоконравственную личность.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания рассказа Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Авторская позиция в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Отзыв о рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Цитатный план рассказа Искандера «13 подвиг Геракла»