История создания рассказа Бунина «Легкое дыхание»


По словам самого автора, Ивана Алексеевича Бунина, «Легкое дыхание» он написал в имении Васильевское Орловской губернии. Весной 1916 года главный редактор столичной газеты «Русское слово», Иван Сытин, обратился к писателю с просьбой написать какой-нибудь рассказ для последующего его опубликования в пасхальном номере. Гонорары были весьма достойными, и Бунин, активно сотрудничавший все это время с изданием, согласился. Поскольку на тот момент ничего готового у автора не было, ему пришлось отложить все текущие дела и сесть за работу.

Замысел нового рассказа определился практически сразу же: писатель вспомнил небольшой погост, который он посетил во время прогулки по Капри. Бунин сразу же обратил внимание на могильный крест с фарфоровым медальоном, с которого улыбалась юная девушка. Ее история родилась в сознании прозаика практически мгновенно. Он назвал ее Оля Мещерская и творил этот образ с восхитительной быстротой и душевным трепетом. «Вдохновение было колоссальное, как в самые счастливейше минуты писательства», - признавался автор. Рассказ опубликовали в первой декаде апреля 1916 года.


Одним из первых, кто прочел и оценил рассказ «Легкое дыхание», стал писатель Константин Георгиевич Паустовский. В тот момент он находился в Ельце, городе, куда случаем забросила его судьба. На вокзале он приобрел свежий выпуск «Русского слова», уселся за столик в кафе и стал читать. По его признанию, рассказ впечатлил его настолько, что он смог «опомниться лишь спустя час». Он оценил мастерство Бунина очень высоко, с его слов, он «до последней прожилки понял», что есть настоящее искусство и вечная мощь русского слова. Был уже поздний вечер, а он все перечитывал рассказ при свете свечи, стараясь не упустить ни одной детали. «Было огромное желание усыпать могилу Оли Мещерской всеми цветами, какие существуют на этой земле», - восторженно признавался Паустовский.

Позднее критики трактовали историю рассказа с разных точек зрения: она их интересовала не только с художественной, но и с морально-нравственной, этической, философской и психологической сторон. Александр Гизетти опубликовал в издании «Ежемесячный журнал» официальный отзыв, где описал обстановку «провинциального быта». Там, с его слов, оборвалось «скомканное грязной похотью» существование главной героини. Писатель Елена Колтоновская обратила внимание на волшебство ярких красок, которыми обрисована сила рока и глубокий психологизм автора.

Интересна рецензия близкого друга Бунина – поэтессы Галины Кузнецовой. Она писала, что ее весьма удивил диалог между гимназисткой и наставницей. «Это было очень смело, ни я, ни одна из моих одноклассниц не могли бы и в мыслях позволить себе ничего подобного», - признавалась она. «Это был очень дерзкий разговор». В ответ на это замечание Бунин отметил, что его всегда интересовали женщины с присущей наивностью и легкостью, и в дерзости, и в смерти. Именно в том, что героиня не задумывалась и заключается секрет «легкого дыхания». Она никому намеренно не дерзила и никого не хотела оскорбить – это были ее естественные мысли и действия.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Особенности композиции рассказа Бунина «Легкое дыхание»
  • Смысл названия рассказа Бунина «Легкое дыхание»
  • Временные скачки и их функция в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Отзыв о рассказе Бунина «Легкое дыхание»