Временные скачки и их функция в рассказе Бунина «Легкое дыхание»


Одним из важнейших художественных приемов в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание» является демонстрация времени. Несмотря на то, что по факту действие разворачивается в едином временном отрезке, функционирование и восприятие сюжетного развертывания происходит по-разному. Иными словами, читатель неоднозначно воспринимает время, под воздействием чувств оно ощущается в разных ракурсах на протяжении всего текста.

Начало повествования происходит ранней весной, в апреле. Писатель описывает кладбище, где покоится тело юной гимназистки, Оли Мещерской. Холодный, пронизывающий ветер, серое небо, голые деревья дополняют унылый образ заброшенного погоста. Время как бы застывает в холодном, мрачном величии, безмолвной, печальной тишине. Такая временная статичность обусловлена еще и тем, что на кладбище нет ни одного живого существа, все предстает безжизненным и пространным.

Взгляд автора останавливается на фарфоровом медальоне улыбающейся юной девушки. Далее читатель узнает историю судьбы главной героини, он вовлекается в повествование о том временном отрезке, когда девушка еще была жива. Хронология событий отматывается назад, печальная картина с могилами уходит на дальний план, как бы растворяется и исчезает. Писатель увлекает рассказом о жизни гимназистки, описывает ее внешность, характер, увлечения. В читательском сознании происходит своеобразный временной скачок: время заметно ускоряется, оживает. Картины быстро сменяют одна другую: то гимназистка беззаботно предается играм с одноклассницами, то ее вызывают для конфиденциального разговора с классной дамой.

В кабинете у начальницы происходит кульминация всего повествования: здесь время ощущается как острое переживание, напряженное ожидание чего-то страшного и неприятного. Разговор состоялся, читатель узнает о предпосылках необычного поведения воспитанницы.


Еще один временной скачок – эпизод, связанный с дневником Оли Мещерской. Из него следует, что гимназистка ранее имела связь с неким Малютиным – пятидесятишестилетним мужчиной, братом ее наставницы. Совершается своеобразный уход в прошлое, благодаря которому происходит глубинное понимание всей сути рассказа.

Как только автор привносит ясность и уходит острота, в сознании читателя наступает некоторое облегчение. Время снова движется медленнее, привычнее, будничнее, ровно до того момента, когда писатель раскрывает причину гибели Оли Мещерской.

После этого действие снова переносится на мрачное кладбище, и время снова как бы застывает. Новым здесь является то, что в концовку рассказа вводится еще один персонаж – классная дама гимназистки. Она разбавляет застывший образ времени, придает ему своим присутствием некоторую подвижность. Читатель осознает, что все предыдущее повествование представляло собой описание давно ушедших событий, и что настоящее предстало здесь и сейчас.

Таким образом, с помощью временных скачков Бунин мастерски подает историю судьбы главной героини, воздействует на читательские чувства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания рассказа Бунина «Легкое дыхание»
  • Особенности композиции рассказа Бунина «Легкое дыхание»
  • Смысл названия рассказа Бунина «Легкое дыхание»
  • Отзыв о рассказе Бунина «Легкое дыхание»