Отзыв о рассказе Бунина «Легкое дыхание»


Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание» представляет собой непревзойденный образец писательского искусства. Произведение отличается простым, понятным, живым языком, четкой композицией с началом, развитием действия, ярко выраженной кульминацией и концовкой.

В тексте присутствует много средств изобразительной выразительности. Особенной популярностью пользуются эпитеты, благодаря которым автор воссоздает с легкостью нужную ему картину. Например, в начале текста эпитеты серые дни, глиняная насыпь, крепкий, тяжелый, гладкий крест, голые деревья, холодный ветер, фарфоровый венок рисуют в воображении читателя неприятную, тревожную, печальную обстановку, настраивая на то, что дальше речь пойдет о чем-то трагическом.

Далее, рассказывая о юной девушке, писатель с детальной точностью «вытачивает» ее образ с помощью тех же эпитетов: стройных ножек, коричневых гимназических платьиц, беззаботной, счастливой, раскрасневшегося лица, растрепанных волос, заголившегося колена. Обилие прилагательных приковывает внимание к изящной, грациозной, женственной фигуре гимназистки, помогает проникнуться ее свежей прелестью и непосредственностью. Описывая кабинет и облик классной дамы, автор использует эпитеты, подчеркивающие статус и строгость: чистый и большой кабинет, блестящей голландки, блистательной залы, ровный пробор в молочных, гофрированных волосах. Таким образом, Бунин любовно воссоздает нужную обстановку, погружает читателя с помощью слова в особое пространство.


Не менее значимый прием, используемый автором – психологизм. Бунин очень внимательно следит за реакцией своих героев, мастерски воспроизводит их состояние в текущем моменте: беззаботность и легкость Оли Мещерской, строгость и видимую неприступность гордой классной дамы, искреннее переживание и скорбь руководительницы на кладбище. Если бы здесь следовало лишь реалистичное повествование, то есть простое перечисление фактов, рассказ, безусловно, потерял бы свою проникновенность, яркость и естественность. Однако этого не происходит, поскольку автор умело использует психологизм в качестве ведущего приема.

Весьма оригинальна подача эпизода, из которого следует объяснение поведения гимназистки. Читатель обо всем узнает из ее дневника, что, в свою очередь, с одной стороны, является неопровержимым доказательством правдивости слов девушки, а с другой - избавляет писателя от ненужных пространственных объяснений. Здесь потеря невинности девушки воспроизводится как уже свершившийся факт, потому писатель не считает нужным останавливать внимание читателя на подробностях и деталях.

Композиция рассказа – замыкающая, это еще одна «изюминка». И в начале, и в конце произведения действии происходит ранней весной, на кладбище, где гуляет холодный, пронизывающий ветер. Таким образом, автор подчеркивает трагизм случившегося, наделяет повествование проникновенностью и психологической остротой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания рассказа Бунина «Легкое дыхание»
  • Особенности композиции рассказа Бунина «Легкое дыхание»
  • Смысл названия рассказа Бунина «Легкое дыхание»
  • Временные скачки и их функция в рассказе Бунина «Легкое дыхание»