Особенности композиции рассказа Бунина «Легкое дыхание»


Рассказ Ивана Алексеевича Бунина отличается своеобразной композицией. С одной стороны, она замыкающая: и в начале, и в конце повествования действие происходит ранней весной, в одно и то же время. В первых же абзацах речь идет о гибели гимназистки, Оли Мещерской, детально описывается ее могила и памятник. В завершении повествования писатель также акцентирует внимание читателя на этих же деталях, в мельчайших подробностях описывая надгробие и крест с фото Оли.

В середине рассказа автор представляет историю судьбы главной героини, описывает ее внешность, манеры, характер, окружение. Эта часть возбуждает светлые, легкие, теплые чувства, она контрастирует с началом и завершением текста. Поддавшись позитивным, ярким ощущениям, читатель забывает о трагическом посыле автора, он очарован нежной, юной, беззаботной девушкой. Ему хочется, чтобы героиня жила и продолжала радовать всех своим существованием. Однако, этого не происходит, и в продолжении повествования автор преподносит причину ее гибели.

Кульминацией служит эпизод, в котором описана беседа классной дамы с гимназисткой. Читатель, увлеченный историей девушки, ей искренне сопереживает: его волнует, как она будет вести себя в непростой обстановке, предвкушая слезы, раскаяние, мольбы о прощении. Возможно, героиня будет оправдываться, что-то выдумывать, юлить. Ему кажется, что это легкое, беззащитное создание едва ли перенесет такой стресс.


Однако, читательские ожидания не оправдываются: Оля Мещерская, легко, просто и спокойно признается начальнице о том, что ее подозрения и намеки вовсе не беспочвенны: она имеет право носить женские прически, потому что давно уже стала женщиной. Последней каплей становится тот факт, что виновником ее преображения был брат классной дамы, что повергло последнюю в настоящий шок. Теперь начальница выглядела растерянной и обескураженной, а воспитанница сохраняла самообладание и чувство собственного достоинства.

Текст условно делится на две части, контрастные по содержанию. Первая часть интуитивно воспринимается как более светлая, радостная, оживленная. В ней отсутствует трагизм, она служит своеобразным предисловием всей последующей истории.

Вторая часть несет оттенок грусти и объясняет причину трагического девичьей судьбы. Она раскрывает истинный характер классной дамы, помогает понять мотивы ее поведения. Если в первой части читатель настроен по отношению к ней нейтрально, отстраненно или даже несколько враждебно, то во второй он проникается к ней искренним сочувствием. Начальница исполняла роль строгой и неприступной наставницы вовсе не формально, она действительно сопереживала своим подопечным и желала, чтоб их судьба сложилась более благополучно, чем ее собственная. Она чувствовала огромную ответственность за девичьи судьбы.

Концовка рассказа пронизана печалью, и это связано не только с сопереживанием гибели девушки. Судьба классной дамы вызывает у читателя сострадание, наводит его на размышления.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания рассказа Бунина «Легкое дыхание»
  • Смысл названия рассказа Бунина «Легкое дыхание»
  • Временные скачки и их функция в рассказе Бунина «Легкое дыхание»
  • Отзыв о рассказе Бунина «Легкое дыхание»