Каковы наиболее характерные маски лирического героя в ранней поэзии Гумилёва?


Ранняя поэзия Гумилева представлена в направлении символизма. Как у любого поэта-символиста, у раннего Гумилева есть свои постоянные образы-доминанты, а его лирический герой имеет наиболее характерные маски, переходящие из одного лирического произведения в другое.

Одна из самых распространенных таких масок – маска Дона Жуана, покорителя сердец, мечтателя и ценителя женской красоты, романтика и искателя приключений. Гумилевский Дон Жуан не был распутником, он был натурой увлеченной, нежной и страстной. В нем отсутствует нарциссизм, столь часто встречающийся в героях-любовниках, себя он ставил как бы на задний план, выделяя образ любимой женщины. Он вовсе не нахрапист и дерзок, а одинок, таинственен и отстранен от примитивности будней. Это искатель, странствующий по жизни, проживающий жизнь, полную впечатлений и эмоций. Он хочет «обмануть медлительное время, всегда лобзая новые уста»….

Еще одна маска гумилевского лирического героя – маска скучающего романтика, несущего бремя ненужности, противостоящего окружающему миру. Этот юноша образован, умен, нередко талантлив, но ему не удается найти себя. Он не знает до конца, кто он есть на самом деле, зачем он пришел в этот бренный, полный лишений мир. Все кажется скучным, пошлым и обыденным, ничего не радует и не восхищает.


Герою как будто бы недостает свежего воздуха, он задыхается от «пыльных дорог» в круговерти сумрачных будней. Он пытается пристроиться «на задворках» мира, устало бредет в иллюзорном унылом пространстве, зная, что где-то там, далеко, возможно, существует настоящее, подлинное: «И совсем не в мире мы, а где-то на задворках мира средь теней»…

Не менее распространенная маска – маска борца и правдолюба, стойко противостоящего трудностям, человека мужественного, решительного и отважного. В раннем стихотворении «Капитаны» (1909) автор описывает бесстрашного скитальца-моряка, смело противостоящего морской стихии. Он уверенно мчит судно навстречу приключениям, восхищая своим опытом и отвагой. Его не пугает ни морская пучина, ни риск попасться пиратам, ни витающий поблизости призрак Летучего Голландца. Отступить назад, скрыться для него означало бы предать себя, проявить трусость и малодушие. «Лучше сложить голову в бою с пиратами или кануть в морскую бездну, чем прожить жизнь однообразно и безвкусно» – считает гумилевский герой. Для него смысл жизни – постоянное пребывание в движении, преодоление препятствий и проживание приключений.

Таким образом, при сопоставлении характерных масок лирического героя в ранней поэзии Гумилева можно выявить нечто общее. Его герой – всегда романтик, впечатлительная, страстная, искренняя натура, не приемлющая фальши, скуки и обыденности. Он всегда готов идти на риск, смел, бесстрашен и открыт новому. Он глубоко индивидуален, не терпит рамок и шаблонов. Жизнь, по его мнению, должна быть интересным, захватывающим приключением, а не чередой случайных событий.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Чем обязана ранняя поэзия Гумилёва наследию символизма?
  • Сопоставительный анализ стихотворений Гумилева «Жираф» и «Заблудившийся трамвай»
  • Почему столь значительное место занимает в судьбе и поэзии Гумилёва Африка?
  • «Я знаю весёлые сказки таинственных стран…»: романтика поиска в лирике Гумилёва