«Я знаю весёлые сказки таинственных стран…»: романтика поиска в лирике Гумилёва


Николай Степанович Гумилев как яркий поэт-романтик всегда уделял большое внимание в своем творчестве теме поиска. Путешественник, воин, неудовлетворенный существующим миром герой – характерные образы «искателей» гумилевских произведений. Особенным образом рассматривается тема поиска в «африканских» стихотворениях поэта, где герой исследует неизведанные края и восхищается их экзотичностью.

Стихотворение «Озеро Чад» вдохновлено романтикой поиска: лирический герой наблюдает, как «на таинственном озере посреди вековых баобабов» «поклоняются страшным богам девы-жрицы». Внимание юноши привлекает безрадостная история африканской девушки, однажды похищенной во время свершения ею «таинства обряда».

Бывшая жена «могучего вождя» поведала о том, как «белый воин» сделал ее своей любовницей, экзотической игрушкой. Пока она была юна и свежа, он забавлялся ею, кутал в «ласкающей груде» дорогих мехов и шелковых тканей. Глаза европейского красавца лучились обольстительным светом, он был прекрасен.

Через несколько лет он бросает соблазненную им африканку, от голода и крайней нужды она вынуждена плясать в грязных кабаках за копейки перед пьяными матросами, сносить их грубые ласки. Герой искренне сочувствует девушке, он потрясен этой историей до глубины души.


В стихотворении «Жираф лирический герой пытается утешить грустную девушку: он ей рассказывает о прекрасной далекой стране и «изысканном» животном – жирафе. Он восхищен яркими закатами, чистыми озерами, стройными пальмами в чудесных тропических садах.

Читатель ощущает вдохновение юноши, видит его горящие глаза. Этот человек занят романтикой поиска, он умеет ценить красоту и воспарить душою над серой обыденностью. Его влечет загадочное, непознанное, сокрытое от посторонних глаз. К слову, его девушка так и не поняла восторгов своего возлюбленного, она – типичный обыватель. Он «слишком долго вдыхала тяжелый туман» обыденности, свыклась с ней, накрепко слилась. В ней нет той романтичности и трепета, которые переполняют ее молодого человека.

Гумилев в течение своей недолгой жизни посетил Африку несколько раз, каждое посещение экзотической страны ему дарило массу открытий. Он был настоящим исследователем африканской культуры: «Я знаю веселые сказки таинственных стран, про чёрную деву, про страсть молодого вождя». В свою очередь, поэт пытается приоткрыть завесу тайны этого мира перед своими русскими читателями, показать им, насколько разнообразен, многогранен и удивителен этот мир в своем великолепии.

Африка породила в поэте новаторство образов, вывела его творчество за привычные рамки. Африка, столетние баобабы, носороги, жирафы, озеро Чад, полуобнаженные чернокожие жрицы, вызывающие духов буквально сходят со страниц гумилевских произведений. Поэт показывает другую жизнь, которую нужно понять, рассмотреть, прочувствовать. А для этого необходимо сохранить романтический огонь в душе, быть открытым приключениям, постоянно пребывать в поиске чего-то неизведанного и загадочного.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Чем обязана ранняя поэзия Гумилёва наследию символизма?
  • Каковы наиболее характерные маски лирического героя в ранней поэзии Гумилёва?
  • Сопоставительный анализ стихотворений Гумилева «Жираф» и «Заблудившийся трамвай»
  • Почему столь значительное место занимает в судьбе и поэзии Гумилёва Африка?