Почему столь значительное место занимает в судьбе и поэзии Гумилёва Африка?


Николай Степанович Гумилев был первым поэтом в русской литературе, затронувшим тему Африки. Романтик по натуре, он очень любил путешествовать. Несколько судьбоносных посещений экзотического материка оставили неизгладимый след в мироощущении поэта и послужили материалом для создания многих его произведений, поэтических, прозаических, художественных, документальных. Поэта, воспевавшего «чужое небо», в условиях нового политического строя быстро обвинили в отсутствии патриотизма.

Еще в раннем детстве будущий поэт прочитал много приключенческой литературы: произведения Майн Рида, Жюля Верна, Фенимора Купера. Все эти книги захватывали его воображение, увлекали в далекие экзотические страны, манили романтикой подвига. Свирепые гиены и ягуары, стройные жирафы, рыжие львы, забавные обезьяны, слоны, носороги, кактусы в человеческий рост представали перед Николаем живыми, настоящими. Они были частью другого мира, блистательного, яркого, необычного.

Чем же так захватывала Гумилева африканская тема? Конечно же, своей экзотичностью, пышной флорой и фауной, яркими закатами над озером Чад. Тропические сады со «стройными» пальмами и ароматными «немыслимыми» травами воспевались поэтом как райское пристанище. Африка воссоздала в гумилевском творчестве культ мужественного риска, которым поэт был вдохновлен все свои годы недолгой жизни.

Помимо романтических стихотворений об Африке («Жираф» 1907), цикла «Абиссинские песни», «Африканская ночь», Гумилев посвятил африканской теме книгу «Шатер» (1921), написал очерки о путешествии в Африку (1913-1914), «Африканский дневник» (1913), статью «Африканское искусство», поэму «Мик», рассказы «Африканская охота» (1916) и «Лесной дьявол» (1917). В предисловии к книге «Шатер» (1921) Гумилев пишет: «О тебе, моя Африка, шепотом в небесах говорят серафимы»…


Африка будила в Гумилеве неутолимую жажду познания мира, осуществляла его мечту увидеть загадочные, нецивилизованные земли в их первосозданности, дарила возможность почувствовать себя первооткрывателем и борцом. Он ехал на загадочный материк за очередной порцией вдохновения, за новыми словами для своих стихов.

Близкие и друзья поэта иронизировали над его «африканскими» страстями, в шутку сетуя над тем, что он не родился на несколько веков раньше. Наверняка из него бы получился известный мореплаватель, открыватель новых земель, и он бы вошел в историю если бы не как поэт, то как великий путешественник.

Таким образом, можно выделить основные причины обращения Гумилева к африканской теме. Во-первых, его с раннего детства влекла страсть к путешествиям и приключениям: ему грезились морские флибустьеры, сражения, риск.

Во-вторых, соотнесенность с судьбой Артюра Рембо – французского романтика-поэта, чья судьба также прочно была связана с Африкой. Наконец, главной причиной можно назвать то, что Гумилев был романтик до мозга костей, пылкой, впечатлительной, страстной натурой. Он остался верен Музе дальних странствий до самой смерти, оставив после себя прекрасное творческое наследие. Никто из русских поэтов не сумел воспеть Африку, как он, не смог передать так зримо и живо ее неповторимый колорит.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Чем обязана ранняя поэзия Гумилёва наследию символизма?
  • Каковы наиболее характерные маски лирического героя в ранней поэзии Гумилёва?
  • Сопоставительный анализ стихотворений Гумилева «Жираф» и «Заблудившийся трамвай»
  • «Я знаю весёлые сказки таинственных стран…»: романтика поиска в лирике Гумилёва