Сопоставительный анализ стихотворений Гумилева «Жираф» и «Заблудившийся трамвай»


Николай Степанович Гумилев был заядлым путешественником: только в Африке он за свою короткую жизнь успел побывать три раза. Неудивительно, что часто своих стихотворений он посвятил приключениям, посещениям экзотических мест.

В стихотворениях «Жираф» и «Заблудившийся трамвай» описываются путешествия лирического героя. Первое стихотворение посвящено впечатлениям поэта по его возвращении из Африки, а второе описывает странствия героя во времени. Стихотворение «Жираф» (1907) относится к более раннему периоду творчества Гумилева, в нем еще нет отпечатка трагических событий. Оно позитивно по настроению, живо по характеру.

Лирический герой, успокаивая возлюбленную, рассказывает ей о красоте экзотической страны, о грациозном и необычном животном – жирафе. Однако героиня не утешается, наоборот все рассказы про «волшебную» страну вызывает раздражение. Так автор показывает, что человек не всегда может осознать, насколько удивителен и прекрасен мир, поскольку погряз сознанием в обыденности и рутине. Но лирический герой переполнен живой энергией, он не оставляет надежду вдохнуть в любимую жизнь «веселыми сказками». «А читатель сможет вырваться из серости будней?» – как бы спрашивает автор между строк.


Стихотворение «Заблудившийся трамвай» (1920) относится к более позднему периоду творчества, оно более философское, более глубокое по смыслу. Это своего рода реакция на события 1917 года, Гражданскую войну и приход большевиков. Во многом это стихотворение пророческое: пройдет совсем немного времени, и поэта расстреляют.

Стихотворение отправляет читателя в путешествие в прошлое, где он созерцает былое величие России. Если в «Жирафе» образ рая запечатлен в тропическом саду со «стройными» пальмами и ароматными немыслимыми» травами, то в «Заблудшем трамвае» лирический герой отправляется прямиком в ад – «вороний грай» по «огненной дорожке». Все образы призрачны, словно выступают из тумана, они «заблудились в бездне времени». Чувствуется безнадежность, серость, тоска по былому величию Родины.

Образ трамвая отождествляется с фантастической космической машиной, обладающей невероятной скоростью. Этот трамвай-призрак символизирует судьбу лирического героя, мча его в зияющую огненную бездну. В этом стихотворении затронуты тайны внутреннего мира человека, психология чувств. «Жираф» же более легкое и по смыслу, и по восприятию.

Оба стихотворения затрагивают конкретные женские образы. В «Жирафе» поэт обращается к поэтессе Анне Ахматовой, а в «Заблудшем трамвае» – к дальней родственнице Марии Кузьминой-Караевой (он называет ее Машенькой). Образ Ахматовой светел, немного наивен: лирическая героиня по-детски капризна и ищет утешение в объятиях своего любимого. Образ «Машеньки» трагичен, тревожен и болезнен («Как ты стонала в своей светлице»), и это неспроста: известно, что героиня умирает тяжелых мучениях. Ее мучения и гибель созвучны мучениям и гибели старой России.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Чем обязана ранняя поэзия Гумилёва наследию символизма?
  • Каковы наиболее характерные маски лирического героя в ранней поэзии Гумилёва?
  • Почему столь значительное место занимает в судьбе и поэзии Гумилёва Африка?
  • «Я знаю весёлые сказки таинственных стран…»: романтика поиска в лирике Гумилёва