Композиция рассказа Платонова «Усомнившийся Макар»


Композиция художественного произведения – не просто внешняя оболочка сюжета. Грамотная организация текста помогает автору раскрыть тему, образы, донести идею. Доказательством этого является рассказ А.П. Платонова «Усомнившийся Макар».

Андрей Платонович оформил сюжет так, чтобы показать советский режим с разных сторон, проявить взгляды на него разных слоев населения. Произведение можно разделить на несколько частей с точки зрения содержания: описание жизни в селе, приключения Макара с каруселью и самоходом; путь Ганушкина в Москву; приключения на стройке; знакомство с Петром и пребывание в больнице для душевнобольных; Макар и Петр в кабинете РКИ. Визуально текст тоже делится на части, которые соответствуют смысловым.

Организующим центром композиции является мотив дороги. На протяжении почти всего рассказа Макар Ганушкин пребывает в пути. Когда героя оштрафовал Лев Чумовой, он отправился в Москву на заработки. Автор достаточно детально рассказывает, как мужчина добирался до столицы. В Москве Макар бродит в поисках работы, а потом ищет начальников, которые помогли бы воплотить его «гениальные» идеи. На стройке герой долго не задерживается и вместе с Петром идет в психиатрическую больницу. Странствия Макара заканчиваются только, когда они вместе с Пером оседают в РКИ. Каждому этапу пути писатель посвящает часть произведения.


Андрей Платонович выкладывает события последовательно, поэтому элементы сюжета произведения расположены правильно. Экспозиция – краткая характеристика Макара Ганушкина и Льва Чумового, рассказ о карусели, изобретенной Макаром. Завязка – теленок Льва Чумового убегает из-за карусели Макара, а изобретателя Чумовой штрафует. Развитие событий – дорога до Москвы, скитания по столице, пребывание в психбольнице, служба в РКИ. Ярко выраженных кульминационных точек нет, но все же читатель переживает за Макара, когда того ссаживают с поезда, когда герой ходит к начальникам. Развязка – Макар и Петр научили народ решать свои дела самостоятельно, о дальнейшей их судьбе ничего неизвестно; Лев Чумовой умер в своем кабинете, о нем никто не вспомнил.

Наиболее лаконичные части – экспозиция и развязка. Небольшой объем помогает автору сконцентрировать читательское внимание лишь на самом важном. В рассказе есть и своеобразное обрамление: начинается и заканчивается он повествованием о Макаре и Льве Чумовом.

В произведении автор не использует несюжетные элементы, такие как эпиграф, посвящение. Пейзажей, интерьеров, портретов в произведение тоже нет, обращается внимание лишь на отдельные детали. Видимо автор, не перегружает описаниями текст, чтобы не отвлекать читателя от главных событий. Есть только описание Москвы, но оно нужно для реализации идейного звучания.

Таким образом, композиция рассказа А. Платонова «Усомнившийся Макар» несложная, но эта простота помогает автору сконцентрировать внимание на ключевых идеях.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Макара Ганушкина в рассказе Платонова «Усомнившийся Макар»
  • Образ Льва Чумового в рассказе Платонова «Усомнившийся Макар»
  • Образ Петра Рябого в рассказе Платонова «Усомнившийся Макар»
  • Образы-символы в рассказе Платонова «Усомнившийся Макар»