«Люди как люди...» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)


В главе 12 романа «Мастер и Маргарита», написанного М.А. Булгаковым, описывается представление Воланда и его свиты в театре Варьете. Воланд, наблюдающий за жителями Москвы, приходит к следующему выводу: «Люди как люди».

Воланд, который видел многое на своем веку, говорит о том, что москвичи почти ничем не отличаются от людей других мест и других времен. Они также любят деньги, также легкомысленны, как и люди прошлого. Воланд отмечает, что люди всегда стремились и будут стремиться к получению денег, не важно, из чего они будут сделаны. Не отрицает Воланд и присутствие у посетителей театра милосердия. Отличает жителей Москвы 30-х годов, по замечанию Воланда, лишь то, что их «испортил квартирный вопрос».

Чтобы доказать то, что москвичи похожи на людей прошлого, М. А. Булгаков вводит в повествование ершалаимские главы. Персонажи московских глав являются двойниками персонажей ершалаимских глав. Мастер, как и Иешуа Га-Ноцри, оказывается непонятым обществом и изгнанным из него. Как Каифа восстает против философа-бродяги, так и литераторы под начальством Берлиоза восстают против Мастера. Как и предатель Иуда из Кириафа, Алоизий Могарыч ради собственной выгоды сближается с Мастером и предает его, рассказывая о запрещенном религиозном романе. Как и у Иешуа был ученик Левий Матвей, так и у Мастера появляется ученик – Иван Бездомный, который отказывается от псевдонима и литературной деятельности, становится профессором института истории и философии. Как и Понтий Пилат, оказавшийся перед нравственным выбором, редактор, к которому обратился Мастер, чтобы опубликовать свой роман о Понтии Пилате, находится между выбором: опубликовать роман Мастера и лишиться работы или отказать Мастеру и остаться на своей должности.


Такое огромное количество персонажей-двойников помогает выразить мысль о том, что люди одинаковы, вне зависимости от времени и пространства.

Описывая жителей Ершалаима и жителей Москвы, М.А. Булгаков показывает, что люди имеют одни и те же пороки, они озабочены одними и теми же проблемами. Как и Каифа и Понтий Пилат ценят свое властное положение, так и жители Москвы стремятся обрести как можно больше власти. Ради этого они готовы на все. Как и Иуда, для которого самым ценным были деньги, москвичи стремятся получить как можно больше денег: Босой, как и все в домуправлении, берет взятки; буфетчик Соков обманными путями накопил огромную денежную сумму, которой он даже не сможет воспользоваться до конца своей жизни; администратор Варенуха, вероятно, продает самые лучшие места, забирая себе денежную разницу.

В московских главах люди представлены как лицемерные, лживые, эгоистичные, равнодушные к жизням окружающих людей. На представлении мага москвичи ловят деньги, обменивают старые костюмы на новые. М.А. Булгаков использует сатирические приемы, гиперболу и гротеск. Однако слова Воланда о том, что москвичи не отличаются от людей прошлого, подчеркивают мысль о том, что пороки актуальны во все времена, не только для времен 30-х годов.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Афористичность и изобразительная сила языка романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • «Ведомство тьмы» и «ведомство света» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Отзыв о романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)