Отзыв о романе Булгакова «Мастер и Маргарита»


Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – величайшее произведение.

В данном романе поднимается огромное количество тем и проблем: добро и зло, жизнь и смерть, любовь, истина, смысл жизни, счастье, вера и безверие, нравственность, истинные и мнимые ценности, нравственный выбор, ответственность, наказание, справедливость, творчество, одиночество, мечта, трусость. Наличие огромного количества проблем и вопросов способствует тому, что каждый человек может найти в «Мастере и Маргарите» то, что интересно лично ему.

Булгаковский роман философичен. С помощью образа Иешуа Га-Ноцри выражаются идеи относительно власти, доброты, смысла жизни, трусости. С помощью образов Мастера и Маргариты показывается, что такое настоящая любовь, не знающая пространственно-временных границ и границ между жизнью и смертью. С помощью образов Воланда и членов его свиты, которые, являясь представителями «ведомства тьмы», совершают добрые поступки, наказывая пороки и награждая добродетели, М.А. Булгаков выражает мысль о том, что категории добра и зла тесно взаимосвязаны между собой, что без зла невозможно существование добра, а без добра невозможно существование зла.


Несмотря на философичность, роман читать очень легко. Связано это с тем, что М.А. Булгаков широко использует комические приемы. На многих страницах рисуются нереальные, фантастические и даже абсурдные картины. Но прелесть таких картин заключается в том, что комическое соединяется с трагическим воедино. Читатель, анализируя фантастические эпизоды, не только смеется, но и признает реальность описываемых пороков. То, что подверглось высмеиванию М.А. Булгаковым, есть и в современном обществе. Показывая мнимые ценности, автор произведения заставляет читателя задуматься над общественными принципами и собственной жизнью.

В романе раскрывается политическая и общественная ситуация советского времени. Через раскрытие конкретных образов (Берлиоз, Лиходеев, Римский, Варенуха, Босой, Алоизий Могарыч, Ласточкин, Соков и др.) М.А. Булгаков показал существующих в Москве, символизирующей весь Советский Союз, людей. Но предмет высмеивания – не только Москва 30-х гг, но и общество в целом, вне зависимости от времени и пространства. Фраза Воланда «Люди как люди» говорит о том, что москвичи – носители тех же пороков, что и жители Ершалаима. В произведении подчеркивается постоянство человеческих пороков и вечность поднятых автором проблем.

Говоря о схожести, стоит отметить и интересную композицию романа. Здесь мир Ершалаима и мир Москвы противопоставлены с точки зрения пространственно-временных отношениях, но соединены воедино с точки зрения проблематики. Герои ершалаимских глав имеют двойников среди героев московских глав: есть гонимые обществом (Иешуа и Мастер), есть их ученики (Левий Матвей и Иван Бездомный), есть те, кто устроил на них «травлю» (Каифа и Берлиоз и другие члены МАССОЛИТа), есть те, кто их предал (Иуда и Алоизий Могарыч). Сравнение мира Москвы и мира Ершалаима позволяет сказать о том, что люди и сквозь века остаются прежними.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Афористичность и изобразительная сила языка романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • «Ведомство тьмы» и «ведомство света» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)
  • «Люди как люди...» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)