Метод параллелизма в поэме Пушкина «Медный всадник»


В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» используется прием параллелизма, что позволяет сравнить образы Евгения и Петра I в двух его изображениях. Сравнение представителя власти и «маленького человека» помогает понять основную мысль произведения.

Метод параллелизма наблюдается еще во вступлении, где говорится о том, что было до деятельности Петра I и что стало благодаря Петру I. Если раньше были «пустынные волны», река, по которой «одиноко» плыл «бедный челн» и рыболов «один из низких берегов» бросал невод, «широко неслася», а по «мшистым, топким берегам чернели избы», то спустя сто лет после того, как Петр I решил заложить новый город, все изменилось: «юный град» «вознесся пышно, горделиво»; «в гранит оделася Нева»; «по оживленным берегам громады стройные теснятся дворцов и башен», на пристани приходят «толпой» корабли. Говоря кратко, А.С. Пушкин показывает изменения, произошедшие благодаря Петру I. За сто лет все преобразилось: нетронутое одинокое место превратилось в пышный, наполненный большим количеством людей город.


Метод параллелизма используется при сравнении образов Петра I как реальной исторической личности и Евгения. Если Петр I думает о том, как построить город, чтобы «прорубить окно в Европу», то Евгений думает о своем совместном будущем с любимой Парашей. Представитель власти и «маленький человек» думают совершенно о разных вещах. Образы рисуются на фоне реки, но для Петра I река является символом преобразований, а для Евгения – символом его собственного дома. А.С. Пушкин обращает внимание на строительство: Петр I решает построить новый город для преобразования государства, Евгений думает о «строительстве» собственной жизни. Евгений «строит» собственное будущее, Петр I – будущее страны.

Петр I как историческая личность противопоставляется памятнику Петра I – Медному всаднику. Если реальная историческая личность изображается А.С. Пушкиным с уважением за то, что он выступил в роли преобразователя, то Медный всадник описывается как символ неограниченной власти, жестокой и грубой по своей природе, когда ни один человек не может пойти против. Медный всадник не разрешает Евгению бунтовать. Во вступлении Петр I предстает как великий царь-преобразователь, который действует на благо государства и народа. В основных частях произведения речь идет о Медном всаднике, который характеризуется следующими фразами: «державец полумира», «горделивый истукан», «строитель чудотворный», «грозный царь».

Медному всаднику противопоставлен и Евгений. Во время наводнения Евгений спасается, сидя на львах. В повествовании говорится о том, что Евгений сидел к Медному всаднику спиной. Взгляд Медного всадника и взгляд Евгения были направлены в одно и то же направление. Однако Евгений смотрел на дом своей возлюбленной Параши, а Медный всадник – на будущее страны. А.С. Пушкин показывает, что власть готова жертвовать жизнями представителей простого народа, желая преобразовать государство. Личные жизни оказываются в конфликте с государственными целями.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Исторический и философский смысл поэмы Пушкина «Медный всадник»
  • «Бедный Евгений» как «маленький человек» (по поэме Пушкина «Медный всадник»)
  • «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно...» (по поэме Пушкина «Медный всадник»)
  • «Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам» (по поэме Пушкина «Медный всадник»)