Образ Носа в повести Гоголя «Нос»


Произведения Николая Васильевича Гоголя – шедевр русской литературы. Автор пытается показать читателям общественную несправедливость и мастерски соединяет фантастику и реальность. Мы не перестаем восхищаться необычайностью созданных автором образов.

Так, например, на страницах повести «Нос» появляется интересный персонаж. Наряду с другими героями, цирюльником Иваном Яковлевичем и коллежским асессором Платоном Ковалевым, Гоголь вводит в действие самый настоящий нос.

Майор Ковалев, проснувшись утром, решает проверить соскочивший вечером прыщик, да вот только не обнаружил ни прыщика, ни самого носа. Герой пребывает в настоящем отчаянии, внешность для него – самое главное в человеке. По мнению Ковалева, без ноги или руки можно легко прожить, а вот без носа ты и не человек вовсе. Платон бросается на поиски пропавшего органа. Первым делом он отправляется к обер-полицмейстеру. Правда, добраться до стража порядка майору так и не удалось, на улице он повстречался с собственным носом. И каково же было удивление героя, когда он понял, что нос одет в богатый мундир и занимает в Табели ранг намного выше его самого. Майор преследует господина и оказывается в Казанском монастыре. Нос начинает молиться, Ковалев же не может ни на чем сосредоточиться, его терзает желание завести разговор и поставить на место этого господина.


Наконец, он все же не выдерживает и начинает свою гневную тираду, заканчивая ее словами: «Нужно знать свое место». Нос удивлен, он пытается оправдаться, заявляя, что совершенно ничего не понимает и существует сам по себе, а не как часть кого-то. Ковалев раздосадован, но тут его внимание привлекает хорошенькая барышня в шляпке. Когда же майор вновь вспоминает, что привело его в монастырь, носа уже не было рядом.

Такое различие между образами очень интересно представлено автором: Ковалев занимает 8 ранг, его же собственный нос находится выше, носит одежду дороже. Когда оба героя оказываются в стенах монастыря, нос ведет себя набожно, читает молитву, Платон же засматривается на женщин, ему совершенно не до Бога.

Желание вернуть нос водит героя по городу: он обращается в газету, потом едет к частному приставу, но везде неизменно получает отказ. Герой совершенно отчаялся, носа же он больше нигде не встречает, тот как будто испарился, Ковалев даже не заметил, на чем он уехал, потому что был увлечен дамой.

Для чего же Гоголь вводит в свое произведение этого героя? Абсолютно во всем, что делает автор, мы чувствуем намек на существующий в обществе порядок вещей. Надменный Ковалев, который себя именует не иначе, как майором, вдруг оказывается без носа. Да еще и этот нос, как выясняется позже, занимает гораздо более высокое положение. Вот это щелчок по носу получает Ковалев! Большего издевательства и придумать нельзя! Только вот героя эта ситуация ничему не научила. Счастливое возвращение органа поставило все на свои места, и Ковалев снова становится грубым с цирюльником и извозчиками, заискивающим с высокими чиновниками.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Платона Ковалева в повести Гоголя «Нос»
  • Образ Ивана Яковлевича в повести Гоголя «Нос»
  • Образ Петербурга в повести Гоголя «Нос»
  • Женские образы в повести Гоголя «Нос»