Образ Вити Малеева в повести Носова «Витя Малеев в школе и дома»


Витя Малеев - главный герой повести «Витя Малеев в школе и дома» известного детского писателя Николая Николаевича Носова. От его лица автор ведет повествование и открывает для нас удивительный детский мир.

Рассказчик – непосредственный, открытый человек. Он может быть очень ответственным мальчиком, но часто поддается искушению поиграть в футбол вместо того, чтобы вовремя выучить уроки. Его нельзя назвать плохим учеником, однако с арифметикой у него не складывается. Поэтому учительница взяла с него обещание, что он будет заниматься математикой летом. Но, окунувшись в летнее веселье, Витя забывает об этом. А когда приходит пора идти снова в школу, он чувствует вину за то, что не выполнил обещание. Но встреча с одноклассниками возвращает ему хорошее настроение. Автор точно подмечает, как дети умеют быстро «переключаться» с чего-то плохого на что-то хорошее.

Однако на уроке Витя снова чувствует себя неуютно от того, что учительница выясняет, что он не занимался арифметикой летом. Ему становится стыдно, и он принимает твердое решение учиться лучше.

Важное событие, которое отмечает маленький рассказчик – это появление нового ученика, Кости Шишкина. Его образ важен, потому что лучше помогает понять образ главного героя.


Витя и Костя быстро находят общие интересы и становятся друзьями. Костя вначале показан как более легкомысленная версия Вити – он плохо учится, списывает домашние задания. Он не внимательный на столько, что даже в первый день перепутал классы. Но с другой стороны, мальчик показан добрым человеком и заботливым, так как любит животных.

Чтобы не ходить в школу, Костя частенько притворялся больным. Витя знал об этом и говорил ему, что так делать нельзя, но слова не действовали на Костю. А рассказывать взрослым Витя не хотел, так как, по его мнению, так поступают ябеды, а не друзья. Главный герой приходил к Косте и делал с ним вместе уроки. Это характеризирует его как верного и заботливого товарища. Их тайну быстро раскрыли и обманщиков пристыдили. Добрая учительница и в этот раз встала на сторону детей и дала им шанс исправиться. Витя и Костя поняли, что в них верят - и стали усердно учиться. И хотя получалось все не сразу, особенно у Кости, мальчики не опускали руки – и в результате окончили четвертый класс отлично.

Образ Вити Малеева – это образ доброго, целеустремленного, но не идеализированного ребенка. Его размышления о школе, одноклассниках, девчонках – забавны и познавательны. Герой показан в динамике – от легкомысленного любителя футбола до серьезного отличника. И все же главная черта Вити – его оптимизм.

Витя Малеев напоминает Тома Сойера. И хотя идеалы были разными (Том был воспитан в капиталистическом мире, а Витя – в социалистическом), мальчики во многом похожи. Они оба с интересом изучают мир, верят в дружбу, любят играть. А это значит, что мир детства одинаков, несмотря на географические границы. И Николай Носов, как и Марк Твен, правдиво смог его показать.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Кости Шишкина в повести Носова «Витя Малеев в школе и дома»
  • Образ Ольги Николаевны в повести Носова «Витя Малеев в школе и дома»
  • Герои повести Носова «Витя Малеев в школе и дома»
  • Анализ повести Носова «Витя Малеев в школе и дома»