Особенности повествования в рассказе Толстого «После бала»


Прежде чем приступить к написанию литературного произведения, писатели обдумывают не только материал, но и композицию, способ повествования будущего сочинения. Им хочется воплотить мысли, чувства, свое личное отношение к жизни. Ради этого они пишут свои романы и повести. Каждый по-разному располагает сцены и эпизоды, выстраивает сюжет произведения. В рассказе «После бала», созданном великим писателем в конце творческого пути, перед читателем предстал Толстой как художника слова.

Небольшое произведение состоит из нескольких частей. Во вступлении автор знакомит читателей с главным героем – Иваном Васильевичем, который в дальнейшем станет и главным рассказчиком. Он вспоминает свою молодость и случай, полностью изменивший его жизнь. Такой художественный прием «рассказ в рассказе» используется для достижения дополнительной достоверности: получается двойной авторский взгляд на события. Действие происходит в эпоху николаевской реакции, когда особенно бдительно охранялся существующий строй: подавлялось инакомыслие, усиливалась слежка за мнением граждан, свирепствовала палочная дисциплина в армии.

В основной части эпизоды бала и события утра следующего дня изображены на контрасте друг с другом, хотя они связаны одними героями. Яркие краски веселого праздника Иван Васильевич воспринимает с «восторженным умилением»: грациозную красавицу Вареньку, ее восхитительный танец с нежным и заботливым отцом. Полковник доволен, блажен, добр, смотрит восторженными глазами.

Беззаботное веселье молодых людей, радостные краски бала резко оттеняют мрачную картину утренней экзекуции. Эта картина из другого, страшного мира: темные краски, неприятная, визгливая музыка. Что-то страшное двигалось между двух шеренг солдатского строя, это был «оголенный по пояс человек», за руки «привязанный к ружьям двух солдат». На него сыпались удары палками с обеих сторон, он «дергался всем телом» и молил о пощаде. Сзади шел твердым шагом высокий военный в шинели и фуражке, в котором Иван Васильевич узнал отца Вареньки. Казнь солдата, бежавшего из казармы, ошеломила молодого Ивана Васильевича. Он впервые столкнулся с таким зверским отношением к человеку. Для молодого человека это был шок: неужели такое возможно? Один и тот же человек предстал перед ним в двух «лицах»: добряка и палача.


Толстой не обошелся в рассказе и без внутреннего монолога Ивана Васильевича. Писатель любил этот прием психологической характеристики. Разговор главного героя внутри себя помещен во второй части, когда потрясенный увиденным зверством юноша пытается найти объяснение. Почему полковник так ведет себя? Что заставляет его быть извергом? Студента мучило то, что он не мог понять, что знает этот полковник такого, что не известно ему. Откуда эта уверенность в том, как полковник командовал истязанием? Эти вопросы не давали юноше покоя.

Такое резко противоположное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволили автору показать настоящие характеры Ивана Васильевича и полковника. Но главное – Толстой раскрыл противоречия русской действительности. Именно она заставляет человека быть двуличным, уродует его психику. Здесь в изображении событий Толстой использует антитезу – противопоставление.

Концовка рассказа – авторское обрамление, подводящее итог всей истории. Иван Васильевич так и не понял истины, поэтому расстался с мечтой о военной карьере. Любовь к Вареньке постепенно угасала, он перестал бывать в их доме. Где-то в глубине души, может быть, и догадывался, что быть двуличным человека заставляет общество. Бороться с этим он не стал, быть частью того мира не захотел, не смог бы. Он уважаемый человек. Из реплик собравшихся знакомых становится понятно, что он внимателен к людям, чувствует ответственность за все, что совершается в жизни.

Сколько бы ни прошло времени, рассказ Толстого «После бала» будет волновать читателей. Писателю удалось не просто воссоздать правдивую картину жизни 40-х годов 19 века, а сделать это интересно, всецело захватывать чувства людей, заставить сопереживать героям.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какую роль в понимании авторской идеи играют заключительные реплики слушателей после рассказа Ивана Васильевича? (по рассказу Толстого «После бала»)
  • Какую роль в сюжете рассказа Толстого «После бала» играет эпизод приезда Ивана Васильевича домой?
  • Как вы понимаете смысл названия рассказа Толстого «После бала»?
  • Сравнительная характеристика Вареньки и ее отца (по рассказу Толстого «После бала»)
  • Иван Васильевич на балу и во время сцены наказания (по рассказу Толстого «После бала»)
  • Отзыв о рассказе Толстого «После бала»