Отношение Добролюбова к «тёмному царству» (по статье «Луч света в тёмном царстве»)


В своей статье «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбов особое внимание уделяет «темному царству». Автор статьи утверждает, что анализ обстановки помогает понять как образ главной героини, так и весь смысл пьесы А.Н. Островского. Критик говорит, что все произведение «представляет нам идиллию «темного царства»».

Автор критической статьи утверждает, что жизнь «темного царства» обыденна и всегда одинакова, лишена каких-либо потрясений. В статье говорится о том, что «темное царство» не интересует происходящее за пределами их города Калинова, потому что такие новости просто «не доходят до них». Как отмечает Н.А. Добролюбов, в мире может произойти все, что угодно, но жители «темного царства» все равно будут существовать, причем даже не знать о произошедшем, находясь в полном неведении.

Казалось бы, жизнь в родительском доме Катерины внешне похожа на жизнь в городе Калинове. Однако есть существенная разница, которую выражает Катерина, говоря о том, что в Калинове «все как будто из-под неволи».

Яркими представителями «темного царства» Н.А. Добролюбов называет Кабаниху и Дикого. По-другому критик называет их «самодурами русской жизни». В статье говорится о том, что они «дают полную свободу своим прихотям». Ведущими качествами становятся упорство, высокомерность и грозность. Представители «темного царства» хотят, чтобы все окружающие делали все, к чему привыкли они, любые отступления от старых принципов и порядков вызывают у них раздражение и недовольство. Кабаниха и Дикой – яркий пример тирании, от которой страдают окружающие. Самодурство, по мнению критика, «дошло до крайности».


Автор критической статьи утверждает: неудивительно, что в условиях «темного царства» появляются сильная личность, готовая на протест, на борьбу с существующими порядками.

Н.А. Добролюбов выражает мысль о том, что «самодуры» «ощущают недовольство и страх», потому что они чувствуют, что появилась «другая жизнь» с другими правилами и принципами. И именно из-за страха Кабаниха и Дикой пытаются найти «врагов». Н.А. Добролюбов утверждает, что Кабаниха и Дикой ощущают, что скоро их веку придет конец, что есть такая сила, которую они уже не смогут одолеть, как бы ни пытались. Критик утверждает, что Кабаниха «предвидит конец» старых порядков, которые она так ценит, но надеется хотя бы на то, что эти порядки просуществуют хотя бы до ее смерти.

Критик сравнивает представителей «темного царства» с «богатым купцом накануне банкротства», который стремится, чтобы его уважали, чтобы люди продолжали верить в их силу, однако уже не может «поправить свои дела». Н.А. Добролюбов подчеркивает, что из-за понимания своего ближайшего краха представители «темного царства» и проявляют «недовольство и раздражительность», «подозрительность, щепетильность и придирчивость».

Н.А. Добролюбов говорит об «освежающем и ободряющем», которые есть в пьесе А.Н. Островского. И это проявляется в изображении «шаткости и близкого конца самодурства», которое «потеряло свою самоуверенность, лишилось и твердости в действиях, утратило и значительную долю силы».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отношение Добролюбова к жертвам «тёмного царства» (по статье «Луч света в тёмном царстве»)
  • Отношение Добролюбова к Катерине (по статье «Луч света в тёмном царстве»)
  • Отношение Писарева к Катерине (по статье «Мотивы русской драмы»)
  • «Зеркальные» образы в пьесе Островского «Гроза»