Отношение Писарева к Катерине (по статье «Мотивы русской драмы»)


Д.И. Писарев в своей статье «Мотивы русской драмы» вступает в своеобразную полемику с другим критиком – Н.А. Добролюбовым. Он выражает свое отношение к смыслу драмы «Гроза» и к образу Катерины.

Начинает свои рассуждения Д.И. Писарев тем, что именует мнение Н.А. Добролюбова ошибкой, говоря о том, что его симпатия к образу главной героини несправедлива. Д.И. Писарев уверен, что критик не должен сочувствовать героям произведениям, а должен оценивать их объективно. Автор статьи говорит о том, что Н.А. Добролюбов неверно оценил образ Катерины, назвав его «светлым явлением». Критик высказывает мысль о том, что светлые явления не имеют возможности зародиться в том «темном царстве», о котором писал автор драмы.

Д.И. Писарев не отрицает существующие у Катерины положительные черты. Он говорит о том, что в поступках и поведении героини можно найти положительные стороны. Однако автор критической статьи не одобряет мнение Н.А. Добролюбова, который «подался радости» от осознания того, что нашел «светлое явление», что даже не постарался посмотреть на образ «спокойно и внимательно».


Критик не отрицает, что Катерина владеет «страстностью, нежностью и искренностью», что действительно является положительными человеческими чертами. Но именно эти свойства становятся причинами противоречий поступков и мыслей Катерины.

Д.И. Писарев уверен, что воспитание героини и ее существование в целом стать причиной «твердого характера» или «развитого ума» просто не могли. Критик говорит о том, что у девушки видна «несоразмерность между причинами и следствиями». Автор статьи приводит доказательства, показывая, что мысли и поступки главной героини «Грозы» противоречат друг другу. Д.И. Писарев уверенно говорит о том, что все существование девушки полно «внутренних противоречий». Автор критической статьи утверждает, что любое внешнее впечатление или событие, будь оно даже пустым или ничтожным, становятся причиной «целых переворотов». Д.И. Писарев говорит, что Катерина каждый раз бросается из крайности в крайность.

Автор критической статьи называет Катерину «русской Офелией», которая «совершила множество глупостей», а затем совершила «последнюю и величайшую нелепость» – самоубийство. Д.И. Писарев называет поступок Катерины «нелепостью» и «глупостью», аргументируя это тем, что называть глупости человека какими-то «великими» делами позволительно и простительно лишь во времена Шекспира, а в современности нужно их оценивать объективно.

Критик говорит, что Катерина не только путается в собственной жизни, но и путает жизни других людей. В конечном итоге Катерина перепутывает абсолютно все и приходит к «самому глупому средству» – самоубийству. Критик выражает мысль о том, что до самоубийства Катерину довели «мелкие неприятности», а это значит, что героиня сдалась, столкнувшись с первой же трудностью. Причем совершение самоубийства, как подчеркивает Д.И. Писарев, даже для самой Катерины было неожиданным.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отношение Добролюбова к «тёмному царству» (по статье «Луч света в тёмном царстве»)
  • Отношение Добролюбова к жертвам «тёмного царства» (по статье «Луч света в тёмном царстве»)
  • Отношение Добролюбова к Катерине (по статье «Луч света в тёмном царстве»)
  • «Зеркальные» образы в пьесе Островского «Гроза»