Почему «Ревизор» Гоголя - это комедия?


«Ревизор» Н.В. Гоголя относится к жанру комедии, поскольку автор поднимает важные общественные и нравственные проблемы с помощью комических и сатирических приемов.

До начала работы над «Ревизором» Н.В. Гоголь хотел написать комедию, он планировал, чтобы каждый акт состоящей из пяти актов комедии был смешнее предыдущего. Н.В. Гоголь уверял, что его комедия «будет смешнее черта». Авторский замысел был следующим: «собрать в одну кучу все дурное в России <…> и за одним разом посмеяться над всем». Н.В. Гоголь хотел выставить на сцену русских плутов и чудаков для того, чтобы зрители посмеялись над ними.

Основа сюжета уже является комичной: чиновники настолько напуганы информацией о приезде ревизора, что принимают за ревизора ничтожного плута и хвастуна Хлестакова. Чиновники бросают все свои дела для того, чтобы услужить Хлестакову, в то время как настоящий ревизор видит своими глазами весь чиновничий произвол, неисполнение должностных обязанностей и пользование положением ради достижения собственных целей. Порочному Хлестакову удается оставить в дураках весь уездный город N.


Комичными являются отдельные сцены. Городничий и Хлестаков, впервые увидевшись, разговаривают друг с другом, но каждый думает о своем: городничий боится гнева ревизора, Хлестаков боится того, что его отправят в тюрьму. Хлестаков, не сразу осознав, что его приняли за высокопоставленного человека, выдумывает истории о петербургской жизни, и в них верят не только чиновники, но и сам Хлестаков. Псевдоревизор ухаживает и за молодой Марьей Антоновной, и за замужней Анной Андреевной, которую волнует лишь то, что она находится в браке. Городничий, который высек унтер-офицерскую жену, сначала отрицает факт того, что героиня была высечена, а потом говорит о том, что она высекла себя сама.

Комичными являются и персонажи. Судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками. Почтмейстер Шпекин из любопытства читает чужие письма. Анна Андреевна и Марья Антоновна думают лишь о внешнем виде и стремятся понравиться высокопоставленным лицам. Осип специально рассказывает о Хлестакове небылицы, чтобы получить личную выгоду в виде хорошей еды. Добчинский и Бобчинский – оба Петра Ивановича – похожи друг на друга своей нелепостью и глупостью. Каждый персонаж обладает индивидуальными чертами, которые вызывают смех. При создании большинства образов Н.В. Гоголь использует прием «говорящих фамилий»: фамилии, имена и отчества подчеркивают основные черты персонажей, вызывая у читателей смех.

Комичной является и речь персонажей, которая и составляет все драматичное произведение. Персонажи используют в своей речи просторечные и даже бранные слова, что являлось отличительным признаком комедии. Речь чиновников, которые общаются с людьми по-разному, в зависимости от их социального положения, комична. Комична и речь Хлестакова, отличающаяся сумбурностью, хаотичностью и алогичностью.

Н.В. Гоголь признавался: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был – смех».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания комедии Гоголя «Ревизор»
  • «Говорящие» фамилии в комедии Гоголя «Ревизор»
  • Речевая характеристика Хлестакова (по комедии Гоголя «Ревизор»)
  • Речевая характеристика городничего (по комедии Гоголя «Ревизор»)