Повесть Андреева «Иуда Искариот» в русской критике


Андреевская повесть «Иуда Искариот» – произведение, вызвавшее неоднозначные оценки со стороны литературных критиков, писателей и исследователей.

Еще до выхода андреевской повести в свет друг Л.Н. Андреева, великий отечественный писатель М. Горький, говорил следующее: повесть «будет понята немногими и сделает сильный шум».

М. Горький был прав в том, что повесть «сделает сильный шум». Она оценивалась современниками Л.Н. Андреева по-разному. До сих пор нет единственного мнения относительно андреевского произведения.

Высоко оценили произведение М. Горький, которому Л.Н. Андреев показывал еще первую редакцию своего сочинения, А.А. Блок, К.И. Чуковский.

Положительное отношение к повести выразил и А. Луначарский, который назвал «Иуду Искариота» «литературным шедевром».

Сам Л.Н. Андреев, работая над своей повестью, понимал ту ответственность, которую он на себя взял. Писатель был уверен в том, что его «Иуду Искариота» будут «ругать и справа, и слева, сверху и снизу». Действительно, многие современники Л.Н. Андреева ругали его за то, что он написал так называемое «Евангелие от Иуды».


М. Волошин назвал андреевскую повесть «Евангелием наизнанку». Многие критики выражали негативное отношение к тому, что Л.Н. Андреев переосмыслил Евангелие, вывернул «наизнанку» образы Иисуса, Иуды и апостолов.

Знаменитый русский писатель Л.Н. Толстой, оценивая андреевскую повесть, не смог спокойно отреагировать на так называемое «Евангелие от Андреева», он высказывал свою позицию так: «Ужасно гадко, фальшь и отсутствие признака таланта». Л.Н. Толстой не мог понять, с какой целью Л. Н. Андреев создал такое произведение, зачем он сделал попытку понять мотивы предательства Иуды.

Многие критики говорили о том, что Л.Н. Андреев незаслуженно оправдал Иуду, предавшего Иисуса. Многие осуждали писателя за то, что он захотел «возбудить симпатию к Иуде».

Обращали свое внимание также критики на то, что события в андреевской повести кардинально отличаются от событий, описанных в Евангелии. Некоторые критики обвинили Л.Н. Андреева в искажении Евангелия и даже «кощунстве» над Евангелием, утверждая, что образы Иисуса и его учеников изображены в карикатурной форме.

А. Бугров говорил о том, что «сочиненный Андреевым Иисус» является «весьма посредственной, бесцветной, маленькой» личностью. В.В. Розанов и многие другие литературные критики отмечали, что Л.Н. Андреев продемонстрировал апостолов-учеников Иисуса как личностей отрицательных, пассивность которых и привела к гибели Иисуса.

Литературных критиков и исследователей как творчества Л.Н. Андреева, так и произведений всей русской литературы, отозвавшихся относительно «Иуды Искариота», очень много. Как современники писателя, так и последующие критики спорили по поводу андреевского произведения, а причиной тому служит двойственный характер центрального персонажа повести – Иуды Искариота.

Среди современных критиков, например, негативное отношение выражают Л.А. Западова, М.А. Бродский, а положительное отношение выражают Б.С. Бугров, П. Басинский, Р.С. Спивак, Ю. Нагибина. Вероятно, споры относительно андреевской повести будут продолжаться еще долго.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Нравственно-философская проблематика повести Андреева «Иуда Искариот»
  • Каково же отношение Андреева к Иуде? (по повести «Иуда Искариот»)
  • А возможно ли спасение? (по повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • Отзыв о повести Андреева «Иуда Искариот»