А возможно ли спасение? (по повести Андреева «Иуда Искариот»)


Л.Н. Андреев, переосмысливая и давая собственное видение евангельских мотивов, в своей повести «Иуда Искариот» негласно, но все же поднимает следующий вопрос: «А возможно ли спасение?».

В соответствии с евангельскими текстами Иуда является человеком корыстным, который предает Иисуса, получая при этом 30 серебряников. По некоторым каноническим текстам, сребролюбие является основной причиной предательства Иуды. В повести Л.Н. Андреева Иуда также берет 30 серебряников, однако причинами предательства становятся ревностная и обиженная любовь, желание проверить окружающих Иисуса и спровоцировать их на истинное понимание учения Иисуса и на искреннюю любовь к нему. Если рассматривать Иуду с точки зрения Евангелия, то спасения Иисуса не было бы возможно, так как Иудой правила корысть. В повести Л.Н. Андреева спасение Иисуса было бы возможно, если бы Иуда, во-первых, ощущал себя любимым учеником Иисуса, во-вторых, если бы он видел, что люди непорочны и безгреховны, что они искренне любят Иисуса и живут в соответствии с его учением.

В некоторых канонических евангельских текстах говорится о том, что в Иуду вселился сам Сатана. Если рассматривать это как причину предательства Иуды, то спасение Иисуса было невозможно. В повести же Л.Н. Андреева Иуда самостоятельно идет на решение отдать Иисуса под суд, никакого сатанинского влияния нет. Руководимый внешними обстоятельствами Иуда идет на предательство, а если бы этих внешних обстоятельств, о которых говорится ранее, не было, то спасение Иисуса было бы возможным.

Спасение Иисуса было бы возможно еще по нескольким развитиям событий. Иуда думал о том, что воины, которые вели Иисуса на суды, а затем и на казнь, поймут, кто находится перед ними. Если бы они действительно поняли, то возможно было бы спасение Иисуса. Иуда также думал о том, что на защиту Иисуса придут его ученики. Если бы так произошло, возможно было бы спасение Иисуса. Иуда думал и о том, что представители народа, которые до судебного разбирательства положительно относились к учению Иисуса, встанут на сторону Иисуса. Если бы так произошло на самом деле, Иисус бы остался жив, так как Понтий Пилат, который последним судил Иисуса, не нашел в его деятельности ничего противозаконного. Понимание людьми истинной сущности Иисуса, помощь учеников и народа – если бы что-то из этого было бы на самом деле, то казнь Иисуса можно было предотвратить.


Мотив спасения связан не только с возможностью Иисуса остаться в живых, но и с возможностью обрести спасение тем людям, которые предали Иисуса.

Л.Н. Андреев все же помещает в свою повесть евангельский мотив казни Иисуса. Предателем становится не только Иуда, но и ученики Иисуса, и представители народа. Тогда возникает следующий вопрос: возможно ли спасение Иуды, учеников Иисуса и народа?

Фактически Иуда не покаялся в содеянном. Он был уверен в своей правоте. Перед самоубийством Иуда думает о том, что он сойдет на землю вместе с Иисусом. Л.Н. Андреев специально демонстрирует присущие Иуде отсутствие покаяния и совершение самоубийства, которые подчеркивают, что спасение Иуды невозможно.

По Евангелию, Петр, который трижды отрекается от Иисуса, но затем кается в этом, заслуживает спасения. Также, по Евангелию, ученики, которые сбежали во время того, как воины забирали Иисуса, покаялись и заслужили спасения. Л.Н. Андреев заканчивает свое произведение самоубийством Иуды, то есть даже не дает ученикам Иисуса заслужить спасение. Тоже самое касается и народа, который также предал Иисуса, взяв на себя ответственность за его казнь.

Получается, если бы Иуда, ученики Иисуса и представители народа покаялись в своем предательстве, они бы заслужили спасение, однако Л.Н. Андреев в «Иуде Искариоте» не говорит об этом. Из этого следует, что в андреевской повести как нет возможности спасти Иисуса от гибели, так и нет возможности получить спасение людям, предавшим Иисуса.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Нравственно-философская проблематика повести Андреева «Иуда Искариот»
  • Каково же отношение Андреева к Иуде? (по повести «Иуда Искариот»)
  • Повесть Андреева «Иуда Искариот» в русской критике
  • Отзыв о повести Андреева «Иуда Искариот»