Образ Иисуса в повести Андреева «Иуда Искариот»


Важное место в повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» занимает образ Иисуса Христа. Писатель продемонстрировал не только неоднозначный образ Иуды, но и неоднозначный образ Иисуса. Образ Иисуса в андреевской повести отличается от привычного образа Иисуса, отраженного в Евангелии.

Если в Евангелии Иисус описывается как образ сильный, то в повести Л.Н. Андреева Иисус – смиренный человек. На протяжении всего повествования он почти всегда молчит, любит проводить время наедине с собственными мыслями. В андреевской повести Иисус представлен больше не как божественный образ, а как человек. Иисус в повести «Иуда Искариот» является реальной личностью, он обладает прежде всего человеческим, а не божественным началом.

Все андреевское произведение начинается фразой о том, что «Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота – человек очень дурной славы и его нужно остерегаться». Однако Иисус, как отмечается в повествовании, не послушал советов учеников, которые были против приближения Иуды к Иисусу. В тексте это аргументируется тем, что Иисус имел «дух светлого противоречия, который неудержимо влек его к отверженным и нелюбимым». Многие исследователи говорят о том, что Иисус был приговорен к казне из-за своей доверчивости и непредусмотрительности, ведь он самостоятельно приблизил к себе человека, про которого негативно отзываются все окружающие. В исследовательских работах также существует точка зрения, что Иисус приблизил к себе Иуду не только из-за своей доброты и любви ко всем людям, но и потому что он осознавал, что Иуда предаст его, а значит, приблизит его к вечности.

Если в Евангелии Иисус всегда против лжи, то Иисус в повести Л.Н. Андреева ничего не говорит против лжи, которой полна речь Иуды Искариота. Над некоторыми рассказами Иуды Иисус даже смеется, что полностью противоречит евангельской трактовки образа Иисуса.


По Евангелию ложь во имя спасения не является грехом, а в повести «Иуда Искариот» Иисус негативно относится к поступку Иуды, который с помощью лжи хотел остановить людей, которые враждебно встретили Иисуса и его учеников. Иуда в андреевской повести на конкретных примерах доказывает Иисусу свою правоту относительно порочности и греховности всех людей, однако Иисус после этих доказательств начинает негативно относиться к Иуде.

В андреевской трактовке Иисус является неким провокатором Иуды на предательство. Иисус сначала приближает Иуду к себе, затем отстраняется от него, даже демонстративно отворачиваясь к нему спиной. Своим поведением, по повести Л.Н. Андреева, Иисус заставляет Иуду пойти на предательство, которое тесно связано с желанием отомстить за невнимание и нелюбовь Иисуса. Исследователи считают, что Иисус в андреевской повести специально держит Иуду на расстоянии, заставляя его завидовать другим ученикам и тяготиться тем, что он оказался в нелюбви у учителя, которого он действительно любит.

Получается, что Иуда предал Иисуса, по Л.Н. Андрееву, не из корысти, а из-за мести за нелюбовь Иисуса. В тексте повести показано, что Иуда «старательно искал расстроить свои собственные планы», а Иисус ничего не сделал для того, чтобы предотвратить конечное предательство Иуды. В андреевской повести Иуда не предает Иисуса, руководствуясь ненавистью и корыстными побуждениями, это Иисус заставил Иуду стать Предателем.

Многие литературные критики и исследователи отмечают, что повесть Л.Н. Андреева – это «Евангелие наизнанку», в котором изображено не то, как Иуда предал Иисуса, а как Иисус предал Иуду.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Иуды в повести Андреева «Иуда Искариот»
  • Образы апостолов в повести Андреева «Иуда Искариот»
  • Анализ повести Андреева «Иуда Искариот»
  • История создания повести Андреева «Иуда Искариот»