Образы апостолов в повести Андреева «Иуда Искариот»


Первоначальное название повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» – «Иуда Искариот и другие». Под «другими» в частности понимаются апостолы, ученики Иисуса Христа.

Согласно Евангелию, у Иисуса Христа было 12 учеников, сопровождающих его. В андреевской повести особое внимание уделяется лишь нескольким ученикам Иисуса: Иуде, Иоанну, Петру, Филиппу и Фоме. Другим ученикам Иисуса в повествовании не уделяется внимание, они упоминаются лишь в массовых эпизодах и названы обобщенным словом «ученики».

В повествовании показано, что ученики Иисуса первоначально негативно относятся к Иуде. Зная о том, как к Иуде относятся все окружающие, ученики не хотели, чтобы Иуда приближался к Иисусу. Они «суровыми словами отгоняли его», думая о том, что Иуда хочет быть рядом с Иисусом из-за «злого и коварного расчета».

Только после того, как сам Иисус приблизил к себе Иуду, ученики смирились с этим и начали воспринимать Иуду как еще одного ученика Иисуса. Однако на протяжении всего повествования показано, что время от времени ученики Иисуса высказывали свое недовольство по отношению к поведению Иуды. То они осуждали его за высказывания относительно родителей, то осуждали за то, что он взял несколько монет, и другое. Даже Иоанн и Петр, которые соперничали за первенство рядом с Иисусом, ссорились меньше, чем все ученики с Иудой.


Иуда, будучи учеником Иисуса, в повести Л.Н. Андреева выделяется среди остальных учеников. Автор уделяет особое внимание именно Иуде. В повествовании подчеркивается сила Петра, однако Иуда побеждает Петра в игре, где нужно было бросать с горы камни. В андреевской повести образы учеников Иисуса рисуются с некоторой иронией. Они представлены более глупыми, чем Иуда. Иуда представлен как самый любящий Иисуса ученик.

Когда Иисус просит своих учеников не спать, так как он чувствует приближающуюся опасность, ученики засыпают, то есть делают невозможным убежать от воинов.

Когда Иуда предает Иисуса и того начинают уводить воины, ученики Иисуса пугаются вооруженной битвы и убегают. По Л.Н. Андрееву, ученики Иисуса – трусливые люди, которые побоялись пожертвовать собственной жизнью ради Христа. Ученики в андреевской повести не собираются помогать Иисусу не только в момент взятия его воинами, но и в последующее время. Иуда, увидев Фому, говорит ему о том, что ученики могут собраться все вместе и потребовать отдать им Иисуса. Фома же отказывается, аргументируя это тем, что они не могут препятствовать суду. Л.Н. Андреев показывает, что Иуда – единственный, кто был с Иисусом до самой его смерти, в то время как другие ученики находились вдалеке, спали и ели. В повествовании уделяется внимание тому, что Петр, будучи учеником, который претендовал на первенство рядом с Иисусом, трижды отрекается от Иисуса. И если Иуда, из-за которого воины поймали Иисуса, не лучше Петра, то он, по Л.Н. Андрееву, стоит с ним в одном ряду.

После казни Иисуса Иуда приходит к апостолам и выражает свое негативное отношение к ним. Он подчеркивает, что ученики Иисуса не смогли спасти своего учителя и даже больше – они даже не постарались сделать это. Иуда предлагает остальным ученикам пойти вслед за Иисусом, однако они отказываются. Л.Н. Андреев вновь подчеркивает трусость учеников Иисуса, выражая мысль о том, что за казнь Иисуса несет ответственность не только предатель Иуда, но и ученики, которые ничего не сделали для спасения учителя. Предателем, по Л.Н. Андрееву, является не только Иуда, но и остальные ученики.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Иисуса в повести Андреева «Иуда Искариот»
  • Образ Иуды в повести Андреева «Иуда Искариот»
  • Анализ повести Андреева «Иуда Искариот»
  • История создания повести Андреева «Иуда Искариот»