Анализ повести Андреева «Иуда Искариот»
1. История создания произведения.
Замысел написания повести появляется в марте 1906 года. В декабре 1906 года Л.Н. Андреев начинает реализовывать свой творческий замысел. Повесть была написана за две недели. Отдав повесть на оценку М. Горького и получив от него слова о том, что в произведении есть ошибки, Л.Н. Андреев начал исправлять ошибки, несколько раз перечитывая при этом евангельские тексты. 24 февраля 1907 года были сделаны последние изменения. Произведение было издано в 1907 году. Впервые оно вышло в альманахе «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год» (книга 16).
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Произведение Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» относится к жанру повести.
3. Название произведения и его смысл.
Название «Иуда Искариот» указывает на то, что центральным персонажем, внутреннему миру которого будет уделяться особое внимание, является Иуда.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от третьего лица. Это позволяет увидеть поступки и Иуды, и Иисуса, и учеников, и воинов, и представителей людей. Также это позволяет увидеть отношение окружающих людей к Иуде.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Л.Н. Андреев в своей повести поднимает тему предательства. Писатель поднимает нравственно-философскую проблематику: связь предательства и любви; предательство, имеющее благие цели; деятельностное и духовное предательство; взаимосвязь добра и зла.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
В основе сюжета лежат евангельские мотивы, однако сама повесть кардинально отличается от канонических евангельских текстов. Л.Н. Андреев демонстрирует не только предательство Иудой Иисуса (центральный эпизод повести), но и события, которые были до предательства и следовали после предательства. Главным конфликтом является внутренний конфликт Иуды: его ревностная и обиженная любовь к Иисусу, его желание доказать порочность людей, его желание проверить учеников и народ на верность Иисусу, его желание спровоцировать окружающих на еще большую веру в учение Иисуса.
7. Система образов произведения.
Центральным персонажем является Иуда Искариот. Важное место в системе образов занимают Иисус и его ученики, среди которых внимание уделяется лишь четверым из одиннадцати (не считая Иуды): Иоанну, Петру, Фоме и Филиппу. Второстепенными, но не маловажными персонажами являются первосвященник Анна, Каифа, прокуратор Понтий Пилат, воины и представители простого народа.
8. Композиция произведения.
Повесть делится на девять глав. В 1-ой главе говорится о том, как Иуда стал учеником Иисуса. В 1-4-ых главах говорится о жизни Иисуса и его учеников. В 5-6-ых главах говорится о шагах предательства Иуды. Само предательство описано в 7-ой главе. В 8-ой главе описываются последние минуты жизни Иисуса. В 9-ой главе показано, что Иуда осуждает остальных учеников Иисуса, идет к первосвященнику Анне и Каифе, говоря, что они не знают, кого казнили, а затем совершает самоубийство.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Л.Н. Андреев не вешает на Иуду негативную характеристику Предателя, подчеркивая, что его предательство было жертвенным. Автор на протяжении всего повествования подчеркивает двойственный, неоднозначный характер Иуды. Как положительными, так и отрицательными характеристиками обладают и другие персонажи, включая Иисуса и его учеников. Предателями, по мнению Л.Н. Андреева, является не только Иуда, но и ученики Иисуса и народ.
10. Отзыв о произведении.
Повесть Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» – довольно необычное произведение, так как писатель кардинально переосмыслил евангельские мотивы. Неудивительно, что с момента публикации и по сей день нет единого мнения относительно андреевского произведения: некоторые литературные критики, писатели и читатели разных времен выражают негативное отношение к «Иуде Искариоту», другие же – высказывают положительную оценку.