Каково же отношение Андреева к Иуде? (по повести «Иуда Искариот»)


Л.Н. Андреев в своей повести «Иуда Искариот» центральным персонажем делает Иуду. Возникает вопрос: как автор относится к своему персонажу?

На данный вопрос нельзя ответить однозначно. В отличие от канонических евангельских текстов, где Иуде дается лишь отрицательная характеристика, Л.Н. Андреев дает Иуде как отрицательные, так и положительные характеристики. Автор строит свое повествование так, что Иуду нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. Иуда, по андреевской повести, находится на границе добра и зла.

В повествовании часто используются такие выражения, как «уродина», «старый обманщик», «дурной человек» и многие другие. Кажется, что данными выражениями Иуду называет сам автор, однако следует понимать, что автор называет Иуду такими выражениями, выражая отношение к Иуде окружающих людей. Л.Н. Андреев называет Иуду так, как к нему привыкли относиться в человеческом сознании. Возможно, в некоторых моментах писатель выражает и свое отношение к Иуде, однако прежде всего различные метафоричные выражения связаны со слухами и словами, которые произносятся окружающими Иуду людьми по отношению к нему. Поэтому нельзя с полной уверенностью говорить о том, что Л.Н. Андреев относится к Иуде негативно.

В повести особое внимание уделяется внутреннему миру Иуды, мотивам его поступков. Он является центральным персонажем, в то время как Иисус и его ученики являются персонажами второстепенными. Л.Н. Андреев делает Иисуса героем молчаливым, смиренным; ученикам (причем только четырем из двенадцати) автор дает по одной точной характеристике; и только Иуда рассматривается автором с разных сторон. Иуда является заглавным героем, то есть по имени Иуды названо все произведение. Все это подчеркивает глубокий интерес Л.Н. Андреева к образу Иуды.


Несомненно, Л.Н. Андреев не оправдывает предательство Иуды. Писатель не идеализирует Иуду, в некоторых случаях демонизирует его: например, демонизация происходит при описании внешности, при сравнении его с животными; сам Иуда говорит о том, что его отцом является сам сатана.

Однако Л.Н. Андреев отказывается от евангельской точки зрения о том, что единственной причиной предательства Иуды является корыстное желание получить за это деньги. В андреевском рассказе Иуда совершает предательство по другим причинам: он обижен на своего учителя, которого искренне любит, за то, что он не является любимым учеником Иисуса; он хочет доказать порочность и греховность всех людей; он хочет проверить учеников Иисуса и тех людей, которые говорили о том, что верят в учение Иисуса; он хотел спровоцировать окружающих людей на решительные действия, на еще большую веру в учение Иисуса. Л.Н. Андреев показывает, что Иуда идет на предательство, во многом движимый благими целями.

Автор повести на протяжении всего повествования подчеркивает неоднозначный характер Иуды. Даже внешность Иуды с половинчатым лицом демонстрирует сложность персонажа, его неоднозначность. Л.Н. Андреев не отрицает факт того, что Иуда является предателем, но такими же предателями являются и остальные ученики Иисуса, которые не стали рисковать собственными жизнями ради спасения Иисуса, и представители народа, которые сами начали кричать о том, что Иисуса нужно казнить.

Таким образом, отношение Л.Н. Андреева к Иуде ни положительное, ни отрицательное; оно неоднозначное. Писатель, демонстрируя свое видение евангельских мотивов, обращает внимание на внутренние переживания Иуды, на мотивы его поступков. В повести Иуда является как побежденным (стал причиной казни любимого учителя), так и победителем (доказал греховность и порочность людей). Автор не отрицает предательство Иуды, но подчеркивает жертвенный характер этого предательства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Нравственно-философская проблематика повести Андреева «Иуда Искариот»
  • Повесть Андреева «Иуда Искариот» в русской критике
  • А возможно ли спасение? (по повести Андреева «Иуда Искариот»)
  • Отзыв о повести Андреева «Иуда Искариот»