Отзыв о повести Андреева «Иуда Искариот»


Повесть Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» – довольно интересное для прочтения произведение. Связано это с тем, что автор берет за основу евангельские мотивы, полностью их переосмысливая. В андреевской повести невозможно сказать, кто из персонажей точно является положительным персонажем, а кто – отрицательным, потому что каждый герой имеет и положительные, и отрицательные черты. Это позволяет сделать вывод о том, что в мире нет четкого разграничения на добро и зло, что эти философские категории взаимосвязаны друг с другом.

Если в Евангелии говорится о корыстных целях Иуды, предавшего Иисуса, и о сатанинском вмешательстве, то в андреевской повести выражается мысль о том, что Иуда предал Иисуса из-за других причин. Это и обида, которую Иуда испытывал из-за того, что он не был любимым учеником Иисуса, которого он искренне и ревностно любил. Это и желание доказать свою мысль о том, что каждый человек по природе своей является порочным. Это и желание проверить учеников Иисуса, которые клялись своему учителю в вечной любви, но не пришли ему на помощь, когда Иисус находился на грани жизни и смерти. Это и провокация окружающих Иисуса людей на то, чтобы они пошли на решительные шаги в вере в учение Иисуса. Л.Н. Андреев показывает, что Иуда, предавая Иисуса, думал о том, что его предательство принесет благие результаты. Автор показывает жертвенный, а не корыстный характер предательства Иуды. По Л.Н. Андрееву, предателем является не только Иуда, но и остальные ученики, и представители народа. Писатель заставляет взглянуть на природу предательства.

Повесть Л.Н. Андреева, который хотел показать неоднозначный характер Иуды, вызывает такое же неоднозначное впечатление. С одной стороны, автор написал так называемое «Евангелие наизнанку», то есть стал противоречить каноническим евангельским текстам. С другой стороны, он дал возможность читателю задуматься о противоречивости и неоднозначности характера Иуды, а не просто вешать на него ярлык Предателя, который в человеческом сознании носит только негативный характер. Повесть Л.Н. Андреева вызывает одновременно и отторжение, и интерес. Автор попытался выйти за принятые рамки, попытался показать, что нельзя человека назвать добрым или злым, хорошим или плохим, так как в его душе эти категории не могут существовать отдельно друг от друга.


В повествовании особое место занимает описание внутренних переживаний Иуды. Л.Н. Андреев использует прием психологизма. Для писателя важен не столько факт предательства, сколько те мотивы, которые толкают Иуду на совершение данного поступка, и те мысли, которые посещают Иуду до предательства и после него.

Важно, что Л.Н. Андреев не идеализирует Иуду, как может некоторым показаться, он даже не оправдывает его поступок. Иуда совершил нравственное преступление – предательство, за которое он должен понести наказание. Поэтому Иуда завершает свою жизнь самоубийством; он понял, что оказался не столько победителем, сколько побежденным в собственной же авантюре.

То, что Л.Н. Андреев выразил нетипичную точку зрения относительно евангельских мотивов, привлекает читателя, заставляет его задуматься и поразмышлять. Каждый читатель может дать андреевскому произведению собственную оценку, в чем-то согласиться с ним и что-то опровергнуть.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Нравственно-философская проблематика повести Андреева «Иуда Искариот»
  • Каково же отношение Андреева к Иуде? (по повести «Иуда Искариот»)
  • Повесть Андреева «Иуда Искариот» в русской критике
  • А возможно ли спасение? (по повести Андреева «Иуда Искариот»)