Проблематика повести Железнякова «Чучело»


Проблематика повести В. Железникова «Чучело» многогранная: общественные вопросы тесно переплетаются с морально-этическими. В произведении показана история девочки, которая перешла в новую школу и стала объектов травли одноклассников. Таким образом центральной является проблема детской жестокости. Она раскрывается на примере образа Лены Бессольцевой и её одноклассников. При этом мы видим, что Димка Сомов и Васильев жалеют девочку, но выступить против всех боятся.

Детская жестокость показана и на примере Вальки. Он, чтобы заработать денег, отдает на живодерню собак. Об этом узнают одноклассники, но мальчугана ничего не останавливает, тем более он знает: за него всегда заступится старший брат.

С указанной проблемой тесно связана проблема предательства. В классе, куда попала Ленка, есть девочка, которую прозвали Железной Кнопкой. Она верна идеи, очень правильная, то есть образцовая гражданка советского общества. Железная Кнопка пытается вычислить предателя, а потом призывает наказать Ленку и Сомова. Наказание, по её мнению, должно быть жестоким, чтобы больше никто и не думал предавать класс.

Проблема взаимоотношений между детьми. Если понаблюдать за учениками класса, куда попала Лена Бессольцева, можно заметить, что у ребят принято смеяться над внешностью другого. В классе есть те, кто сильнее, и те кто слабее. Первые — Железная Кнопка, Лохматый Шмакова. Эти ребята могут постоять за себя. Чего не скажешь о Рыжем, Васильеве, Попове. Слабым приходится подчиняться толпе, даже когда им не хочется этого делать. Например, Васильев пытается отказаться от похода к Сомову, за что Железная Кнопка обвиняет его в измене идее. Шмакова пользуется тем, что нравится Попову: превращает его в своего «раба».


Не менее важное место занимает проблема взаимоотношений между детьми и взрослыми. Классная руководительница 6 класса не понимает своих детей. Её мысли заняты предстоящей свадьбой, поэтому она не замечает конфликтов в детском коллективе. Маргарита Ивановна знает, как шестиклассники хотели в Москву, как собирали деньги на поездку. Но когда она получает выговор, хладнокровно объявляет детям, что они наказаны и никуда не едут.

Николай Иванович не замечает проблем внучки, так как занят картинами. Он начинает расспрашивать Лену только после того, как она заявляет, что уезжает домой. Если бы дедушка был внимательнее, то заметил бы неладное раньше, и, возможно, история имела бы иной финал.

На примере Вальки раскрывается проблема зависти. Он завидует Димке, ведь тот красивый, родился в богатой семье. Одноклассники осуждают зависть. Лохматый, например, утверждает, что главное в жизни - не деньги, а сила.

Проблема фальшивых ценностей воплощена в образе Шмаковой — первой красавицы в классе. Кажется, девочка интересуется только одеждой и прическами. Настоящие ценности, такие как дружба, доброта у неё на втором плане.

Как видим, в повести школьниках В. Железников воплотил проблемы, которые актуальны не только для детей, но и для взрослых.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Жестокие игры» (по повести Железнякова «Чучело»)
  • Причины конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками (по повести Железнякова «Чучело»)
  • Сожжение чучела (анализ эпизода повести Железнякова «Чучело»)
  • История создания повести Железнякова «Чучело»