Сожжение чучела (анализ эпизода повести Железнякова «Чучело»)


Эпизод, который рассказывает о сожжении чучела кульминационный. Ему предшествуют сцены, из которых мы узнаем, как ребята гоняли девочку по городу, как объявляли бойкот. Анализированный эпизод является частью десятой главы.

В основе эпизода - жестокая травля Лены Бессольцевой одноклассниками, которые считали девочку предательницей. Девочка хотела защитить друга Димку Сомова, взяла его вину на себя. Шесткилассники решили её наказать: сделали чучело, надели на него Ленкино платье и подожгли на костре.

В эпизоде много участников. Особое внимание привлекает Железная Кнопка, которая размахивает платьем и «отдает приказы» схватить Бессольцеву. Также в этой жестокой игре участвуют Шмакова, Валька, Рыжий и даже Димка Сомов. Именно Димке Железная кнопка поручает поджечь костер. Эта ситуация держит читателя в напряжении. Вместе с Бессольцевой мы ждём, что Сомов признается, но он поджигает костер. В Железников так описывает момент поджега: «…головы совсем не было видно. Получился какой-то безголовый поджигатель». Эта деталь будто бы намекает, что у Димки нет своей головы, он не может отстоять свое мнение.

Бессольцеву ребята держали, подтащив близко к костру. Вдруг Лена закричала и вырвалась. Она вытащила из огня чучело и начала им размахивать. Одноклассникам показалось, что девочка сошла с ума, и они разбежались. Лена упала на землю, а рядом с ней - чучело в дымящемся платье. Когда героиня очнулась, услышала голоса Димки и Мироновой. Дедушке она потом призналась: «… я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим». Сомов пообещал, что во всем признается.

Эпизод начинается криком рыжего «Сжечь её на костре!». В предыдущих сценах эта фраза уже звучала, но теперь это не шутка. Заканчивается эпизод разговором Бессольцевой и Сомова, который еще больше раскрывает читателю внутренний мир Лены.


В центре внимания эпизода проблема детской жестокости, а также человеческой трусости, из-за которой страдают другие. Указанные проблемы раскрываются на протяжении всего произведения. С ними связан и конфликт, лежащий в основе анализируемой части повести. Причем можем выделить конфликт внешний (между Бессольцевой и одноклассниками) и внутренний (переживания Димки и Лены).

Мы видим, что ребята по-разному относятся к событию. Лена до последнего верит, что Димка не подожжет костер, а потом спасает чучело; Сомов пытается возразить, оправдать Бессольцеву, но делает это вяло. Другие одноклассники во главе с Железной Кнопкой жаждут наказать предательницу. Отношение каждой стороны легко объяснить, зная предысторию.

В эпизоде можно выделить композиционные части. Завязка – крик рыжего; развитие событий - приказы Мироновой, сомнения Димки; кульминация - Лена бросается к чучелу; развязка – все ребята разбегаются, Бессольцева разговаривает с Димкой.

Действие происходит на улице, но описаний природы в эпизоде нет. Зато важную роль играют портреты: описания чучела и Димки. Они помогают читателю лучше представить происходящее, а также переживания участников эпизода.

Анализированный эпизод один из ключевых в повести В. Железникова «Чучело». Он переворачивает сознание главной героини, а также подчеркивает идейное звучание произведения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Жестокие игры» (по повести Железнякова «Чучело»)
  • Причины конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками (по повести Железнякова «Чучело»)
  • История создания повести Железнякова «Чучело»
  • Проблематика повести Железнякова «Чучело»