Реальность и вымысел в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»


В сборнике рассказов С.Д. Довлатова «Чемодан» реальность сочетается с вымыслом.

В первую очередь скажем о вымысле. Сам С.Д. Довлатов отмечал, что в его творчестве присутствует «псевдодокументализм». Это означает, что то, что читатели воспринимают как реальный факт из жизни писателя, на самом деле является творческой выдумкой. С.Д. Довлатов сам признается, что многие описанные в рассказах истории он попросту выдумал.

Так, С.Д. Довлатов признавался, что многие люди, прочитавшие его произведения, понимали, что описанное – неправда, и пытались доказать С.Д. Довлатову его обман (например, эпизод знакомства писателя со своей будущей женой). С.Д. Довлатов отмечал, что он не претендует на звание достоверного писателя, что его рассказы наполнены вымышленными событиями, которые не нужно накладывать на его собственную жизнь. Писатель говорил так: «Правды и документальной правды и точности в моих рассказах гораздо меньше, чем кажется». Еще одним примером становится то, что в предисловии к рассказам написано, что главный герой помещает в свой чемодан страницу газеты «Правда», которая датируется 1980 годом, однако сам С.Д. Довлатов эмигрировал в 1978 году, соответственно, он не мог положить перед эмиграцией страницу газеты, вышедшей только через два года. Таких примеров «псевдодокументальности» в сборнике достаточно большое количество.


Однако вымысел в сборнике рассказов приобретает отличительную особенность: истории придуманы настолько правдоподобно, что вызывают у читателя доверие к автору, повествование приобретает характер достоверности. Вымысел С.Д. Довлатова настолько сочетается с реальной действительностью, что было бы неудивительно, если бы сюжетные истории рассказов действительно происходили в те времена. В рассказах продемонстрированы такие ситуации, которых не было на самом деле, но которые вполне могли быть в реальности. Читатель верит художественному вымыслу, так как за ним скрываются особенности жизни в те времена.

В сборнике рассказов сочетается вымысел, связанный с тем, что придуманные истории на самом деле не происходили с главным героем, которым выступает сам автор, с реальностью, которая связана с правдоподобным раскрытием пороков современного С.Д. Довлатову общества.

С.Д. Довлатов через творческий вымысел якобы произошедших с самим собой жизненных историй демонстрирует эпоху застоя. Писателю удалось продемонстрировать советские реалии: слежка КГБ за «шпионажем» любого проявления, агитация на советские выборы, существование продажности творчества, существование в сфере искусства приспособленчества, в журналистской деятельности было «все не для печати», царствование воровства в любых сферах деятельности, отсутствие товаров на прилавках магазинов, спекуляция вещами, приобретенных у иностранцев, стремление купить дефицитные вещи и многое другое. Все это демонстрирует реалистичность повествования.

Писательский вымысел оказывается намного правдивее, чем реальность. Автобиографичность является художественным приемом, который тщательно замаскирован. Не все читатели поймут, что описанное в рассказах – не чистейшая правда. В этом заключается особенность сборника «Чемодан».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сборника рассказов Довлатова «Чемодан»
  • «Псевдодокументализм» в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»
  • Чеховские традиции в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»
  • Смех и слезы в сборнике рассказов Довлатова «Чемодан»