Реальные и метафорические герои рассказа Аверченко «Виктор Поликарпович»


Проблема взяточничества не нова. К ней обращались и в XVIII, и в XIX веках. Рассказ Аркадия Аверченко «Виктор Поликарпович» также не обходит ее стороной. Только вот в этом произведении есть существенные отличия. Автор раскрывает проблему глубже. И использует для этого интересное средство: наряду с реальными героями в рассказе появляются метафорические персонажи. Посмотрим на них подробнее.

Писатель основывается на традициях русской литературы, но находит новый способ показать проблему взяточничества, которая всегда была и будет в России. Аркадий Аверченко описывает поведение героев, но в то же время показывает состояние их души через изображение ангелов-хранителей.

Городовой Дымба ведет себя спокойно на допросе у ревизора, он человек маленький и просто выполнял приказания свыше. И даже зловещий голос проверяющего, кажется, его не испугал. Но писатель показывает поведение ангела-хранителя, который при сладострастном смехе ревизора начинает плакать, и мы понимаем, что эта ситуация неприятна Дымбе, хоть он и не показывает вида.

Его высокородие Пальцын, как и Дымба, старается держать себя в руках, хотя и его ангел-хранитель уже заливается слезами. Но бодрости духа придает чиновнику тот факт, что он не сам требовал эти триста рублей, а по приказанию Павла Захарыча. О чем он немедленно же и сообщил ревизору.


Дельце приобретало все более широкий размах. Пришедший Павел Захарович не внес в него особенной ясности. Ведет он себя настороженно, каждую реплику сопровождая словечками «гм, это-с». Но стоит обратить внимание на ангела-хранителя, сразу становится понятно, что и на душе Павла Захарыча кошки скребут. Ангел его плачет громко и вместе с тем жалобно, просяще, кажется, он даже смог бы вызвать жалость у ангела самого этого ревизора.

Павел Захарыч указывает на нового участника событий, по распоряжению которого действовал именно он. И этот некий – превосходительство. Этот человек чувствует себя совершенно спокойно и даже усмехается. Он надменно не принимает предложение ревизора сесть. Заглянем же в его душу. Что мы видим? Полное совпадение с тем, что происходит снаружи. Ангел-хранитель его плачет солидно, да так что даже непонятно, а плачет ли он вообще. Создается впечатление, что он попросту снисходительно улыбается.

По мере развития разговора, в котором выясняется, что деньги были пущены на какие-то секретные дела, о которых и говорить то нельзя, ангел и вовсе притих, а выжидал, что же будет дальше, при этом смотрел открыто, не боясь и не тушуясь.

А потом прозвучало имя того самого чиновника из Петербурга, которое расставило все на свои места. Ревизору ничего не оставалось делать, как отпустить превосходительство, ангел-хранитель которого в это время уже открыто усмехался.

Жалоба была скручена в трубочку. В этот момент мы не видим действующих лиц, но ангелы их смеются, а, значит, на душе у чиновников все хорошо. Плачет только хранитель Дымбы, досталось то, как всегда, самому мелкому винтику.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ главного ревизора в рассказе Аверченко «Виктор Поликарпович»
  • Образ городового Дымбы в рассказе Аверченко «Виктор Поликарпович»
  • Гоголевские традиции в рассказе Аверченко «Виктор Поликарпович»
  • Роль детали в рассказе Аверченко «Виктор Поликарпович»