Роль детали в рассказе Аверченко «Виктор Поликарпович»


Художественная деталь – выразительная подробность, с помощью которой создается образ. Таких деталей много в художественных текстах. Этот прием использует и Аркадий Аверченко в своих произведениях.

Посмотрим в качестве примера на его рассказ «Виктор Поликарпович».

Интересен образ ревизора, прибывшего распутать историю взыскания трехсот рублей на улучшение моря, которого в окрестности даже нет. Изображая этого строго и справедливого человека, Аверченко подчеркивает несколько важных деталей: каменное лицо, отрывистый голос, похожий на лязг гильотинного ножа. Эти подробности дают полную характеристику человеку. Мы понимаем, что он приехал с определенной целью и не отступит от своего намерения, пока не докопается до сути.

Еще одной важной деталью, создающей образ ревизора, является его профессиональный жест – трение рук одна об другую. С такими делами проверяющий сталкивается не в первый раз и уж точно выполнит задуманное: накажет виновных. Причем, когда он доходит до разгадки, это трение становится частым-частым. Его тихий смешок в начале расследования также подчеркивает тот факт, что ревизор полностью уверен в себе и в своих силах.


Выразительные подробности можно увидеть и в образе городового Дымбы. Этот мелкий чиновник ничем особенным не примечателен. Выделяют же его такие детали, как кулак вместо документов, подтверждающих портовый сбор, и окурок папиросы вместо подписи. Такое поведение очень характерно для чиновников низшего ранга. С простыми обывателями они чувствуют свою значимость и ведут себя зачастую просто по-хамски, с лицами же высших должностей услужливы и тихи.

Образ другого чиновника, не имеющего ни имени и ни фамилии, а обозначенного как превосходительство можно рассмотреть по образу его ангела-хранителя, для создания которого Аркадий Аверченко использует такие детали: солидное поведение, нескрываемые ухмылки, выжидательный и спокойный взгляд. Чиновник чувствует свою значимость, отказывается сесть, пресекает крик ревизора, показывая, что с ним в таком тоне разговаривать не нужно. Таким же образом ведет себя и ангел-хранитель.

Его превосходительство будто играет с ревизором в игру: уходит от ответа, недоговаривает. Когда же его хотят арестовать, прищурившись, с неохотой и в то же время внятно произносит имя чиновника из Петербурга. Услышав, что проект портового сбора придумал Виктор Поликарпович, ревизор не знает, что предпринять, на это указывают такие детали: тишина в течение семи минут, пристальное рассматривание рук. Да уж, неприятная ситуация, но ничего не поделаешь: приходится отступиться от этого дела. наказать Виктора Поликарповича ревизор не сможет. Он уже теряет всю свою решительность: сначала хочет всех отпустить, потом, передумав, наказывает Дымбу. Даже позволяет себе произнести бранное слово, видимо, совершенно разочаровавшись в том, что происходит вокруг.

В конце рассказа ангел Дымбы рыдает, а в такой ситуации хочется рыдать и нам.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ главного ревизора в рассказе Аверченко «Виктор Поликарпович»
  • Образ городового Дымбы в рассказе Аверченко «Виктор Поликарпович»
  • Реальные и метафорические герои рассказа Аверченко «Виктор Поликарпович»
  • Гоголевские традиции в рассказе Аверченко «Виктор Поликарпович»