Романтизм Горького в рассказе «Макар Чудра»


Весной 1891 года Алексей Пешков отправился в странствие по Руси. Летом он осел в Тбилиси, поселился в небольшой подвальной квартире, где, кроме него, жили еще четыре человека. Одним из жильцов был А. Калюжный, который, услышав истории, рассказанные Горьким, заставил товарища их записать. Так появился писатель М. Горький.

Для раннего творчества Горького характерно стремление к романтизму. Основной идеей этого направления является утверждение неординарной, сильной, свободолюбивой личности, которая выделяется из общей массы. Стремление к свободе характерно для революционно настроенных людей. Используя романтические истории, легенды, Горький отражает социальные настроения, подъем общественной мысли, рост недовольства и ожидание перемен в России конца 19 века.

В классических произведениях романтический герой одинок, находятся в конфликте с обществом, Горький вывел на страницы своих романтических произведений обновленных героев. Рассказ «Макар Чудра» композиционно представляет собой рассказ в рассказе. Автор встречается со старым цыганом, который делится с ним жизненными принципами, своим опытом. Макар не верит в Бога, он во всём полагается на себя, не ждёт, что кто-то сделает его счастливым. Он искренне не понимает, почему люди сбились в кучу и делят землю, когда вокруг такие просторы, что хватит на всех. Макар критикует существующее общество: крестьянин проливает пот, трудясь на земле, и ничего не получая за свой труд, попы говорят о вере в Бога, но сами не верят. Макар считает, что свобода – единственное, чем должен дорожить человек, чтобы не потерять себя. Подтверждением его слов служит история любви Радды и Лойки Зобара, которая любого сделает «свободной птицей».


Двое молодых цыган полюбили друг друга, но их любовь к свободе не позволяет им создать семью. В понимании Зобара жена должна подчиняться мужу, но у Радды не такой характер, для нее никто не указ, она не потерпит над собой никакой власти. В ответ на требование Зобара покориться его воле Радда выдвигает свое условие: он должен поклониться ей в ноги при всем таборе, тогда она станет его женой. Гордость не позволяет Лойке преклонить колени перед женщиной, он убивает Радду, и сам погибает от ножа Данилы. Конфликт между свободой и брачными узами разрешается трагически. Стремление к независимости оказывается дороже жизни, семейного счастья.

Любовь к свободе делает героев одинокими, но не приводит к конфликту с обществом, в котором они живут. Радда – необыкновенная красавица, ей все любуются в таборе. Лойко – отличный музыкант, от его песен щемит сердце, замирает душа. Все в таборе любили его, да и он ничего не пожалел бы для людей. Он сердце бы свое вырвал из груди, только чтобы людям хорошо было. В этом основное отличие романтических героев Горького от классических персонажей романтизма, которые возвышались над обществом.

Герои рассказа «Макар Чудра» прославляют любовь, свободу, отвагу. Они разрушают представления прозябающих обывателей о счастье. Герои Горького находят гармонию только в природных стихиях. Бескрайнее море, бесконечная степь – символы свободы, и только здесь могут жить такие, как Макар, Лойко и Радда. По их понятиям, свобода и независимость стоят жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герои рассказа Горького «Макар Чудра»
  • Анализ рассказа Горького «Макар Чудра»
  • История создания рассказа Горького «Макар Чудра»
  • Проблематика рассказа Горького «Макар Чудра»